Центр по эффективному использованию энергии Тарифообразование в ЖКХ в свете нового законодательства И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Новые нормативные документы ФЗ «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Постановления Правительства Российской Федерации: «Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» от 26 февраля 2004 г. 109; «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» от 26 августа 2004 г. 441; Приказ Федеральной службы по тарифам от г. 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».
Центр по эффективному использованию энергии Основная задача тарифного регулирования сформировать стабильные правила ценообразования зафиксировать на определенный срок предельный уровень тарифов и «формулу цены», обеспечивающую фиксацию и аккумуляцию получаемой экономии на снижении издержек предприятиями ЖКХ и достижении параметров эффективности, надежности и качества. «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» прямо указывают (ст.8), что базовые расходы сохраняются на период срока окупаемости согласованных с регулятором мер по их снижению плюс два года.
Центр по эффективному использованию энергии Методы формирования тарифов Согласно «Основам ценообразования в сфере ЖКХ» и «Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии», правомочно использование трех методов установления тарифов и цен: метод экономической обоснованности расходов; метод индексации; метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (для тарифов на тепло и электроэнергию).
Центр по эффективному использованию энергии Координация процессов формирования тарифов и бюджета Тарифы необходимо устанавливать до утверждения местных бюджетов на очередной год Пересматриваться они могут только при четко определенном перечне событий Обязательна независимая экспертиза
Центр по эффективному использованию энергии На потребительском рынке тепловой и электрической энергии могут устанавливаться двуставочные и одноставочные тарифы тариф продажи тепловой энергии рассчитывается для всех потребителей данного производителя энергии или дифференцируется по СЦТ при условии раздельного учета расходов по каждой из них могут устанавливаться предельные уровни тарифов, в том числе предельные уровни тарифов для населения тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей это положение дает основания для реализации стратегии плавного повышения тарифов
Центр по эффективному использованию энергии На потребительском рынке тепловой и электрической энергии тарифы (цены) могут устанавливаться регулирующим органом сроком действия на два года и более это положение может быть полезным при формировании устойчивой и предсказуемой динамики цен регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту тепловой и электрической энергии; в счетах на оплату тепловой и электрической энергии, помимо суммарного платежа, должны раздельно указываться стоимость производства отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Центр по эффективному использованию энергии На потребительском рынке тепловой и электрической энергии это положение позволяет выделить составляющую затрат на сбыт тепловой и электрической энергии в жилом доме – затраты на обслуживание внутридомовых сетей, затраты на освещение и отопление мест общего пользования и т.п. в отдельную составляющую тарифа. В тарифе на воду и электроэнергию также появляется сбытовой компонент тариф на передачу тепловой и электрической энергии определяется в расчете на полезный отпуск энергии и включает расходы на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели, в т.ч. затрат (потерь) теплоносителей (пар, горячая вода), потерь электрической и тепловой энергии; при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. внереализационные расходы включают расходы по сомнительным долгам
Центр по эффективному использованию энергии На потребительском рынке тепловой и электрической энергии в состав внереализационных расходов включаются также расходы на консервацию основных производственных средств, используемых в регулируемых видах деятельности; регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов. Это положение позволяет формировать источники окупаемости затрат при реализации проектов, снижающих издержки производства; при обосновании тарифа производится расчет источников финансирования капитальных вложений. Речь идет об инвестиционной составляющей тарифа.
Центр по эффективному использованию энергии Для утверждения тарифов предприятие должно представить производственную и инвестиционную программы «Основы» и Приказ ФСТ определяют два способа привлечения инвестиций за счет тарифа: за счет инвестиционной надбавки тарифа за счет заемных средств с погашением расходов по обслуживанию инвестиционных долгов за счет тарифа Основные источники финансирования капитальных вложений в модернизацию и развитие коммунальных систем рассчитываются по следующим позициям: амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; средства федерального бюджета; средства бюджета субъекта Российской Федерации; средства местного бюджета; средства, полученные от реализации ценных бумаг; кредитные средства.
Центр по эффективному использованию энергии Ценообразование на услуги водоснабжения и канализации ФЗ «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установление фиксированных тарифов; установление предельных максимальных тарифов на продукцию (товары, работы и услуги); индексация установленных тарифов на продукцию (товары, работы и услуги); установление тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры; установление коэффициентов к действующим тарифам на продукцию (товары, работы и услуги) или пределов (коэффициентов) изменения тарифов.
Центр по эффективному использованию энергии Расчет тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса и ожидаемой потребности в продукции данных организаций со стороны новых потребителей. Размер платы за подключение для конкретного потребителя определяется исходя из установленного тарифа за подключение к соответствующей системе, умноженного на заявленную потребляемую мощность строящегося (реконструируемого) объекта. плата за подключение новых строительных объектов к системам коммунальной инфраструктуры вносится один раз.
Центр по эффективному использованию энергии Производственные и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса должны включать: обоснование прогнозируемого объема и качества производимой продукции (товаров, работ и услуг), исходя из безусловности обеспечения требований, установленных техническими регламентами, экологическими нормативами и имеющихся производственных возможностей; план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, повышению качества производимой продукции (товаров, работ и услуг).