Гуманитарная гносеология в XVII-XVIII вв.: оформление исходных логических моделей (Декарт и Вико)
Что «само собой подразумевается» в исследовательском проекте (статье, монографии, дипломе)? Цель занятия : Сформулировать две базовые модели: научного знания вообще гуманитарного знания – как частного случая.
Резюме занятия 01.09: что кажется само- очевидным, когда осуществляется рассуждение 1. «Понять то, что на самом деле» - за тем, что мы наблюдаем внешне, (и каждому из нас это может представляться по- разному (Тем более, если речь идет не о людях в одной и той же аудитории, а, допустим, об участнике сражения, его семье, летописце, который это сражение описал, ученом XIX века, который эти рукописи сопоставил, и о современном ученом)) Что-то было
Резюме занятия 01.09: что кажется само- очевидным, когда осуществляется рассуждение Висячие сады Семирамиды Это «что-то» одно (а мнений по его поводу много) Это «что-то», как правило, не таково, как то, что бросается в глаза 1. «ИСТИНА»
Резюме занятия 08.09: что кажется само- очевидным, когда осуществляется рассуждение В XVI-XVII вв. в европейском отношении к знанию происходит важнейший переворот В древности и в Средние века истину распознавали: она была известна (Священное писание и предание, труды авторитетов). Чем является неожиданный исход сражения: наказанием за гордыню, повторением истории Давида и Голиафа или Маккавеев и римлян? Кто такие индейцы (не-люди, раз они не упоминаются ни в Библии, ни у Аристотеля): полулюди, новые люди, исчадия ада, божественно невинный народ, ангелы? Можно ли их обращать в рабство? XVI-XVII вв. Вместо установки на распознавание (подтасовку решения под ответ, распределение материала под теорию научного руководителя) – установка на собирание нового знания, прибавление.
Вместо распознавания - накопление Мы не можем доверять ни старому знанию, ни тому, что нам говорят современники, ни даже собственным впечатлениям Формальные критерии качества знания; сделать так, чтобы могли доверять знанию, полученному другими людьми СомнениеМетодИстина
Метод Если я знаю, каким путем шел от данных к теории ученый А, я могу использовать его результаты (а впоследствии должен или принять их, или опровергнуть) Импликации представления о методе: Появление идеи не только знания истинного/ложного, но и организованного(scientia)/ненаучного. Видение множественности субъектов не как недостатка (различие точек зрения), но как достоинства (возможность накопления знания).
Сомнение/подозрение Поиск несомненных оснований: Сомневаться во всем, в чем можно усомниться; На время сомнения вести себя по обычным правилам. Сомнение относительно данных органов чувств Во сне мне может казаться, что я бодрствую; в безумии – что я здоров. Однако нельзя сомневаться в факте моего мысли- сомнения, следовательно, и в моем существовании.
«…отбросить как безусловно ложное все то, в чем мог вообразить малейший повод к сомнению; я хотел посмотреть, не останется ли после этого в моем убеждении что-либо несомненное. Таким образом, так как наши чувства нас иногда обманывают, я допустил, что нет ни одной вещи, которая была бы такой, какой она нам представляется; и так как есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии и совершают паралогизмы, то, полагая, что я так же подвержен заблуждению, как и всякий другой, я отверг как ложные все основания, которые прежде считал доказательствами. Наконец, я принял во внимание, что те же представления, которые мы имеем бодрствуя, могут явиться нам и во сне, не будучи в этом случае действительностью, и решил признать все когда-либо приходившее мне на ум не более истинным, чем иллюзии моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в то время, как я хотел считать все ложным, необходимо было, однако, чтобы я, мысливший это, был чем-нибудь; заметив, что истина «я мыслю, следовательно, я существую», так прочна и надежна, что самые чудовищные предположения скептиков не были бы в состоянии поколебать ее, я заключил, что мог ее принять без опасений за первый принцип искомой философии» Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Разыскание истины. СПб., С. 91 – 92.