Методология гуманитарного знания Как устроен курс? Образ гносеологической установки. Пример: «Позитивизм. Импликации позитивизма».
«Оказывается, я говорю прозой». Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами. Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами? Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза. Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет? Учитель философии. Проза. Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза? Учитель философии. Да, сударь. Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве (1670)
Пример «базовой» стратегии – (первый) позитивизм (О. Конт (1798 – 1857), Э. Дюркгейм (1858 – 1917)) Почему называется позитивизм? От лат. «ponere» (причастие - «positum») - «класть». Выкладывать кирпичную стену кирпич за кирпичиком, прочно прикрепляя к уже существующему, построенному другими, корпусу новый кусочек знания только после того, как он будет неопровержимо доказан. Позитивизм - «проза» гуманитарной гносеологии
Пример «базовой» стратегии – (первый) позитивизм (О. Конт (1798 – 1857), Э. Дюркгейм (1858 – 1917)) Отказ от всяческих предпосылок. Декларация непредвзятости. Недоверие религии, философии, обыденному знанию. Наука – индуктивное движение, накапливающее решения простых проблем и подготавливающееся к решению сложных. Предельная детализация исследовательской процедуры с целью обеспечения взаимодействия ученых. Ученый как «регистратор», знание ножниц и клея. По возможности беспристрастное и подробное склеивание того, что говорят свидетельства (опытов или летописцев) в синтетическую картину, в которой сами заставят разглядеть себя законы.
Дюркгейм Э. Самоубийство (1897). Метод социологии (1895 и переиздания). Технологии успешного исследования Представление о Факте – о такой изолированной от других порции данных, значение которой непосредственно ясно и которая может стать атомом дальнейшего исследования. Необходимость организации материала на «факты» (Дюркгейм: определение «самоубийства» как прекращения жизни, которому предшествовало осознание субъектом этого исхода т.е. самоубийством не являются, например, действия сумасшедших, зато оказывается героическое самопожертвование в бою). Исследование как преодоление приблизительности - обнаружение за явлениями закономерностей, разоблачение ошибок и обманов источников, деконструкция инерции обыденного языка и пристрастности субъективного исследователя. Дюркгейм: отказ от тривиальных объяснений с/у жизненными обстоятельствами, формулируемыми в терминах обыденного языка и на основе субъективных впечатлений жертв или полицейских. Результат – фиксирующая закономерность формула: установление зависимости процента самоубийств в обществе от степени плотности социальной жизни и от меры включенности индивида в социальные объединения.
Социальное соответствие позитивистской идеологии исследования - профессионализация Включение системы поиска и трансляции знания в общую систему разделения труда. Развитие системы отделения исследования от преподавания (Академии) и их сообщения (университеты – н. XIX в., братья Гумбольдты). Институционализация формовки и присвоения профессиональной идентичности. Кодификация классической литературы и периодических изданий, объединения специалистов в ассоциации (к. XIX в. - пример социологии). Результат: образ коллективной (= кумулятивной) работы со знанием утверждается в национальных государствах Европы и преуспевает еще больше.
Резюме позитивистской программы: Если ученые согласны в наблюдениях, они должны согласиться и в интерпретации. Слова – относительные синонимы для обозначения этой гносеологической программы: доказательного знания, дедуктивная, аналитическая, натуралистическая, атомистическая, эмпирицистская, индуктивистская, (нео)позитивистская, кумулятивистская, рационалистическая, сциентистская
Позитивизм Что за ним стоит Как с ним спорят Какие у него альтернативы
Что стоит за позитивизмом? Ключевая модель европейской теории познания: «Истина», «Метод», «Сомнение». За многочисленными и внешне не соответствующими никакой закономерности случаями самоубийств – главная причина: недостаточная плотность социальных связей. Для того, чтобы докопаться до этой причины потребовался специальный аппарат, которому надо профессионально обучаться – правила рассуждения, статистика и т.п. К тому, что, казалось бы, само предлагает себя непосредственному пониманию исследователя – простые объяснения, простые определения – надо относиться с подозрением и недоверием. Мы не принимаем на веру ничего недоказанного.
А можно было увидеть по- другому / смотреть на другое На входе – данные Случаи самоубийств и предсмертные записки На выходе – теория и рекомендации Обратная зависимость показателя с/у от плотности социальных связей Правила, по которым шла работа – Метод Не только слова и алгоритмы, а способность к абстракции – трансформировать число с/у в их уровень в департаменте Насморк и кашель Буйство стрептококковых микробов и стрептоцид или антибиотики увидеть лейкоциты- тромбоциты или, допустим, аллергенные реакции Сделать анализы и Лекарства, имеющие отношение к иммунитету, крови или аллергии
Во всех случаях - научное исследование как перемещение. А «данные» ли на входе? А (данные, объяснение, концепция очевидное всем, скрытая механика проблема, решение разногласия мнений истина, Сокращение / преодоление разнообразия мнений) Исследование может быть описано как переход от А к А.
Представление о «методе» (о том, что движение от данных к теории должно быть проделано «по правилам»): И эти правила облегчают интеграцию результатов усилий разделяющих их людей в единое целое; Отделяют сообщество тех, кто умеет по ним работать («ученых», в т.ч. и обладающих правом признавать вступление в свои ряды новых людей) от «простецов» и «самоучек». Вклад ученого тем больше, чем труднее было ему пройти по той дороге, на которой он оказался первым, и чем легче стало идти по этой дороге вслед за ним. 1. Указание способа, которым Вы работали, делает излишним для коллеги повторение тех шагов, которые Вы уже сделали. 2. Предупреждение о методе превращает недоброжелательное, напрасно потерявшее из-за Вас время, окружение в доброжелательное – тех, кто нашел в Вашей работе определенную пользу, или хотя бы имеет на это какие-то шансы. ДАННЫЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
Позитивизм Что за ним стоит Как с ним спорят Какие у него альтернативы
Логика критики позитивистского проекта 1) Некорректность доверия исследовательской способности регистрировать факты. 2) Отказ от исследования специфически гуманитарных проблем объяснения душевной деятельности и мотивов поведения. 3) Невозможность полностью устранить аксиомы и риторику (например, сохранение уверенности в рациональной организации вещей). Таким образом, позитивистское исследование возможно, пока не приходится задумываться о его возможности.
С «порциями» все довольно ясно: В гуманитарном знании малопонятно, считать ли фактами истории - войны, экономику или искусство. Считать ли фактами войн человеческие потери, планы полководцев, героизм или выживание и лишения. Считать ли фактами стихотворения чувства и мотивы, стихометрию или отсылки и ассоциации. Гуманитарное знание (в сравнении с естественными науками значительно больше) состоит из выборов, из конструирования и акцентирования. Возможность сделать эти выборы как различные - принципиальна.
Предмет гуманитарного знания не позволяет выделять факты - отдельные порции опыта, изолированные друг от друга и тем более от субъекта, который ими интересуется. Факт – это акцентирование исследователем определенной порции внутри контекста, внутри «потока».
Мадам Бовари совершила самоубийство Несчастной любви из-за Считает полицейский пристав Рассуждающий с позиции биографической значимости отдельных событий Дюркгейм считает, что число с/у обратно пропорционально плотности социальных связей Представления о том, что общество должно подчинять себе жизнь индивида и в силу собственной логики может определять распределение индивидуальных решений из-за Считает исследователь Дюркгейма тоже с каких-нибудь позиций Мадам Бовари совершила самоубийство Того, что не была включена в прочную, конфессиональную, например, общину, что помешало бы ей совершить с/у от несчастной любви из-за Считает Дюркгейм с его теорией плотности социальных связей, которая (плотность) обратно пропорциональна разбросу индивидуальных решений
Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии Субъект-объектная схема доказательное установление истины Невозможность Оправдание возможных познания форм познания Вико: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Критиче ски- реляти- вистская традиция Позитивизм: Неиндивидуаль ность исследования; Кумуляти- вность; Детализация процедуры Идея о консубстанциальности исследователя и предмета; возможность обойтись меньшим привлечением внешних данных Умозрительная стратегия (трактовка и исследователя и предмета, как подчиняющихся единым логическим законам Романтиче- ски-интуи- тивистская стратегия
Резюме. Работа с теоретическими конструкциями Импликации. За (простыми или сложными) концепциями, которые проговаривают авторы, стоят условия («истина», «метод»), в которых эти концепции имеют смысл. Из самих этих концепций могут быть выведены не всегда очевидные заранее теоретические и практические следствия («социальный проект науки как методической (а не «правильной»!) интеллектуальной деятельности». Импликации не обязательно проговариваются, но могут быть выведены / предполагаться из самой концепции. Контекст. Любая интеллектуальная конструкция («позитивизм») существует не в вакууме, а в пространстве спора и комбинации с другими конструкциями. Всегда есть смысл спросить (себя): «С чем это спорит?», «Какую потребность это обеспечивает?», «Какую инерцию это продолжает?» и т.п. Теория – еще один язык для обращения с собственным опытом, учить ее лучше как «живой» иностранный язык, а не как «мертвый». Важно понимать, что ошибки и утрирование возможны и не стесняться их исправлять, переходить от более огрубленной картины к более детальной.