Учебная практика
По необъятности интересов М.В.Ломоносову принадлежит одно из самых культурных мест в истории человечества. Разнообразие интересов гармонично сочеталось в нем: он был ученым в поэзии и искусстве, поэтом и художником в науке. Своей главной профессией Ломоносов считал химию.
В 1746 году граф Воронцов, возвратясь из путешествия по Европе, привез итальянские мозаичные картины. Красота и изящество их поразили Ломоносова, и он принял решение: создать мозаику не из природных материалов, а из искусственно окрашенных стекол. Ломоносов изучил материалы об античных мозаиках, провел многочисленные опыты и получил в результате все необходимые цвета для мозаики, которая ни в чем не уступала римской. Семен Романович Воронцов, 1774
В 1748 году по инициативе Ломоносова была построена химическая лаборатория. За четыре года работы в ней Ломоносов провел более 2000 опытных плавок и получил богатейшую палитру окрасок стекол. Инструменты М.В.Ломоносова
До сих пор являются неподражаемы ми красные и зеленые ломоносовские смальты. Образцы смальты
В 1754 году в поместье Усть-Рудице была построена стекольная фабрика для выпуска литых смальт. Для обучения мозаичному делу к Ломоносову были посланы два ученика: Матвей Васильев и Ефим Мельников.
Первой собственноручной картиной М.В. Ломоносова была «Мадонна» с картины неаполитанского художника Солимены. Местонахождение картины в настоящее время неизвестно.
В Москве в Историческом музее хранится мозаика «Нерукотворный Спас». На обороте выгравировано «Сложен Михаилом Ломоносовым в начинании опытов мозаичного художества в Санкт-Петербурге 1753 года» Почему мозаику еще называют «Плачущий Спас»?
Ломоносова всегда привлекала личность Петра I, ученый преклонялся перед ним, говоря: «Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени». В 1757 году он заканчивает его мозаичный портрет.
В Санкт-Петербурге в музее М.В.Ломоносова находится три мозаичных портрета, выполненных в его мастерской: Анны Петровны – дочери Петра 1, портрет Александра Невского, портрет Григория Орлова – фаворита Екатерины и почитателя М.В.Ломоносова.
В 1762 – 1764 годах мастерская Ломоносова выполнила по его указаниям картину «Полтавская баталия». Эта композиция была задумана для украшения внутренних стен Петропавловского собора. Картина размером 4,81 м на 6,44 м находится в Академии наук в Санкт-Петербурге.
За время с 1751 по 1769 год Ломоносов вместе с учениками создал 40 мозаичных картин, из которых до нас дошла 21 мозаика: две – в Историческом, восемь – в Государственном Русском музее, пять – в Эрмитаже, две в Академии наук России, три в музее Ломоносова, одна – в городе Пушкине. Святой Петр Святой Павел
Екатерина IIПетр Федорович
После смерти М.В.Ломоносова мозаичное художество, вызванное к жизни необыкновенной энергией ученого, не привлекло внимания правительства. Деятельность ломоносовской мастерской обрывается к 1770 году. Портрет графа П.И.Шувалова Парадный портрет Екатерины II
В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим уменьем, гипотезами о свете, оптической и художественной зоркостью к цвету. (С.И.Вавилов) М.В.Ломоносов - художник