Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской области © Rubish, 2008
Бунин И.А. 8 класс
Цель урока: - знакомство с лирикой и прозой Бунина, - чтение и комментирование стихотворений Бунина, - анализ рассказа «Сверчок».
Знаете – он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения. Горький
Стихотворение «Полевые цветы» Почему поэт, говоря о красоте одних цветов, искусственно взращённых, и других, выросших в естественных условиях, называет стихотворение «Полевые цветы»? Какой глубинный смысл скрыт в стихотворении? Только ли о цветах идёт речь?
План анализа стихотворения I. Выходные данные. 1. Автор, название произведения, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено. 2. Сведения о литературной ситуации, о восприятии стихотворения современниками, о литературных течениях и направлениях, существовавших в то время, и о том, с каким из них был связан автор.
II. Структура образов и развитие конфликта. – Тема и идея. – Композиция. – Движение мыслей и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если таковой есть). – Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами. – Черты лирического героя.
III. Жанровое своеобразие произведения (ода, элегия, гимн, романс и т. д.) IV. Основные особенности поэтического языка: – Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения). – Аллюзия, реминисценция (если есть). – Языковой поуровневый анализ: поэтическая фонетика (аллитерация, звукозапись, ассонанс); поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы); использование морфологических и синтаксических средств.
V. Ритм, стихотворный размер, рифма. VI. Особенности интонации. VII. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, суждения, оценки, истолкование. 8. Совершенствование написанного.
Стихотворение «Ещё и холоден и сыр…» Отметьте художественные детали в картине пробуждающейся природы, нарисованной в стихотворении. Как вы понимаете последнюю строфу?
Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» Как в стихотворении опоэтизирована красота и сила жизни?
Сравните стихотворение Бунина «Слово» и стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык». Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана. Из древне тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена! И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бесценный - речь. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Правдивый и свободный Русский язык!
Обдумаем рассказ «Сверчок» 1. Почему писатель не сразу передаёт повествование герою, а сначала подробно рисует убогую обстановку и детально показывает внешность и поведение Сверчка?
2. Какими средствами выражается противоречие между физической немощью Сверчка и его жизнелюбием и силой воли в труднейших обстоятельствах?
3. Как изменился невзрачный, косноязычный человек во время рассказа о трагической ночи?
4. Какими деталями писатель передаёт душевные переживания Сверчка, вспоминающего страшную ночь? О каких внутренних качествах героя говорят они?