КЕТЫ ЧИСЛЕННОСТЬ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ЧЕЛОВЕК КЕТЫ (кет-«человек», кето, денг, остяки)- коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным красноярских ученых, не превышает 1.3 тысячи человек (по переписи населения 2002 г. – 2 тыс.чел.).
ЭТНОГЕНЕЗ Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Туруханск, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. Оставшиеся на юге енисейские племена были постепенно к ХVIII- ХIХвв. ассимилированы окружающими их народами. Термин «кет» вводится в обиход в 1920-е годы. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири. Некоторые кетоязычные группы в IХ-ХII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). пушной промысел (соболь, белка). Орудия промысла -лук и стрелы- использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х годов. Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки - илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки - ветки. Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи. скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари.
Традиционное жилище Традиционным для кетов жилищем является полуземлянка (баннус – земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках- илимках. С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома. К концу 1950-х гг. кеты окончательно отказываются от землянок. Чумы еще используются, но только в качестве временного жилья на промысле.
Национальный костюм Национальная одежда: стеганный суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов..
Национальная кухня Традиционная пища -вареная или жареная (на рожне)рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты – юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре. Пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ТНОШЕНИЯ С конца ХVIII в. Кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу ХХ в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков – согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калыме) за невесту. Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К ХIХ в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже – православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутков белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился. Последний слайд