Человек в системе социальных связей Человек – результат биологической и социальной эволюции Антропогенез – теория происхождения человека Источник: Социогенез происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации.
Личность. Социализация. Индивид - представитель рода человеческого, обладающий общими для всех людей разумом, волей, потребностями и т.д. Индивидуальность - - неповторимое своеобразие проявлений человека многостороннего, гармоничного, исключительного; человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей - характера, особенностей поведения, физиологии и т.д. Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, которые реализуются в общественной жизни.
Личность. Социализация. Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом норм и социального опыта, необходимых для того, чтобы стать членом общества и взаимодействовать со своим социальным окружением. Агенты социализации традиции и обычаи сми образование государство социальные группы самовоспитание
первичные Агенты социализации вторичные родителидрузья родственники коллеги учителя руководители
Личность. Социализация. Сферы расширения и углубления социализации: 1.деятельность, 2.общение, 3.самосознание. (осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, самооценка) Стадии социализации: адаптация - приспособление к окружающей среде; индивидуализация - осознание собственного Я; интеграция - это стадия, когда человек занимает своё место в обществе, социальной группе; трудовая социализация; послетрудовая социализация.
Мнения по поводу: Свобода - это независимость от чужой принудительной воли. (Иммануил Кант) Свобода – это возможность широкого выбора, разнообразие принимаемых решений. (Лаймэн Брайсон) Единство свободы и ответственность личности
Человек свободен, если может следовать по избранному пути и в силах достичь поставленной цели. (Мортимер Адлер) «Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле» (В.И. Даль) «Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которых он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности или внешней свободе для такой деятельности». (Философский энциклопедический словарь) Приведите примеры свободы в 4- подсистемах общества
Объясните,что значит «возможность действовать по своему желанию»? У вас есть желание отдохнуть, но вы должны идти в школу. Какое решение вы примите при условии, что: 1.вы хорошо учитесь, решили поступить в институт, стать классным специалистом, сделать карьеру; 2.вы учитесь хорошо, но не стремитесь стать блестящим специалистом, хотя хотели бы продолжить учебу в институте? Источник: pobyvat-kazhdyjj-foto.html
В обоих случаях вы поступили свободно, без принуждения со стороны. Но что позволило поступить именно так, а не иначе? выбор Свобода действия была обусловлена свободой выбора, а свобода выбора зависела от поставленной жизненной цели.
Нет свободы абсолютной, неограниченной Полная свобода одного человека - это произвол по отношению к другому. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.). По резолюции Генеральной ассамблеи ООН (1948) 10 декабря отмечается как День прав человека. Бернард Шоу говорил: «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её». О какой ответственности идёт речь? Кто или что ограничит нашу свободу? Какова роль страха в этом?
Докажите на примерах, что при осуществлении своих прав каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Абсолютная свобода нереальна еще и потому, что усложняет сам процесс выбора, а иногда делает его невозможным. Источник:
«Свобода есть познанная необходимость» Георг Гегель ( ) Источник:
Все в мире подчинено неотвратимым внешним силам, в том числе и человек. Если необходимость не познана - человек её раб,если осмыслена и познана, то человек принимает решения со знанием дела. Это и есть свобода воли. Точки зрения по поводу: 1) «Мы ничего не делаем по своей свободной воле, но все в зависимости от предвиденья Божьего». ( Мартин Лютер) 2) Бог задумал Вселенную так, чтобы все его творения имели свободу собственного выбора, прежде всего, между добром и злом.
3) Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов.
4) Человеческая деятельность не может получать цели извне, ничто внешнее не может мотивировать сознание; человек свободен в своей внутренней жизни, сам определяет характер своих поступков. Какое общество может обеспечить свободу выбора: тоталитарное, авторитарное, демократическое? Почему?
Выводы: 1. Абсолютной свободы нет. 2.Есть свобода относительная. 3. Чтобы обладать высокой степенью свободы нужно: а) уметь делать правильный выбор; б) обладать достаточными знаниями об окружающем мире; в) знать, что выбор – это ответственность; г) иметь высокий моральный уровень.
Литература : 1.Боголюбов Л.Н. и др., Учебник обществознания для учащихся 10 кл. (базовый уровень). М, 2009; 2.Баранов П.А. и др.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010.