Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Advertisements

Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
1 Тема 8: Типы рыночных структур Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1 Тема 8: Типы рыночных структур Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1 Тема 8: Типы рыночных структур Доцент Ковальская Марика Ивановна 900igr.net.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Модели рынка (рыночные структуры) 1.Признаки рыночных структур 2.Рыночная власть в отрасли 3.Типологизация рыночных структур.
К ОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Выполнил студент группы М Меньшиков В.О.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция Совершенная, свободная или чистая конкуренция экономическая модель, идеализированное.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции, которая существует в тех отраслях, где.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Выполнила: Чернышова Анастасия Типы рынков. Рынок несовершенной Рынок совершенной конкуренции конкуренции Монополия Олигополия Рынок монополистической.
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация.
Конкуренция и монополия. Модели современного рынка. 900igr.net.
Рынок и конкуренция Конкуренция равнозначна награде для тех, кто производит лучшие товары по более низким ценам. И. Бентам.
Микро- Экономика рынки монополистической и совершенной конкуренции Адахамова Н.У ММ-20.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков Достоинства и недостатки.
Транксрипт:

Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна

9.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка.

План: 9.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия Количественные методы оценки структуры рынка.

Различают четыре основных типа рынков или рыночных структур: Чистая (совершенная) конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Чистая конкуренция возникает при следующих условиях: Наличие множества экономических агентов: производителей, продавцов и покупателей продукции. Доля каждой фирмы в отрасли незначительна так, что отсутствует ценовая дискриминация. Имеет место полная мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. Отсутствуют ограничения на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах, качестве и т.д.

Недостатки совершенной конкуренции : Учитывает только те затраты, которые окупаются. Не предусматривает производство общественных благ. Не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП. Способствует унификации и стандартизации продукции, что не полной мере учитывает потребительских предпочтений.

Конкуренция, при которой не наблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Размеры фирмы МелкиеКрупные Число фирм 1 Виды рыночных структур Монополис- тическая конкурен-ция ОлигополияЧистая монополия Совершенная конкуренция

Классификация форм рынка Формы предложе ния Конкуренция (полиполия) ОлигополияМонополия Формы спроса Конкуренция (полипсония) Совершенная конкуренция ОлигополияМонополия Олигопсония Олигополия, ограниченная олигопсонией Монополия, ограниченная олигопсонией Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия

9.2. Чистая монополия

Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Барьеры для вступления в отрасль: Уникальные естественные ресурсы, которыми монопольно владеет фирма. Уникальность выпускаемой продукции, не имеющей близких заменителей, защищенная патентом. Привилегированное положение, полученное от правительства – естественная монополия. Экономия от масштаба. Дифференциация, разнообразие и специфичность продукции, предназначенной для удовлетворения многообразных и многочисленных потребностей людей.

Получение сверхприбыли монополитстом обусловлено возможностью: Ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовывать товар по более высокой цене. Существенно снизить затраты за счет увеличения масштаба производства и соответственно увеличить выпуск и снизить цену.

9.3. Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция возникает там, где необходимо учитывать вкусы и различные потребности потребителя для сбыта своей продукции.

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции не занимает всю отрасль как в случае с чистой монополией, но благодаря дифференциации продукции, на своем сегменте рынка она – монополист.

При монополистической конкуренции: Спрос менее эластичен, чем при совершенной конкуренции, но более эластичен, чем при чистой монополии. Дифференциация в продукции, выпускаемой разными фирмами отражается и в дифференциации цен на нее.

9.4. Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Отличительной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость фирм, функционирующих в такой рыночной структуре. В этих условиях каждая фирма вынуждена принимать во внимание поведение конкурентов при разработке своей экономической политики.

9.6. Количественные методы оценки структуры рынка.

1. Пороговая доля рынка. Российским законодательством установлен критерий - пороговая доля на данном торговом рынке в размере 35%.

2. Индекс концентрации. Индекс концентрации CR характеризует долю (в процентах) нескольких (m) крупнейших фирм в общем объеме рынка (n общее число фирм на рынке, k i доля каждой фирмы на рынке):

3. Индекс Херфиндаля- Хиршмана Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей k i (в процентах) всех субъектов рынка (n) в общем его объеме: