1 Символьный тип данных Описание: Char; Диапазон значений: любой символ – это буквы, цифры, знаки препинания и специальные символы. Каждому символу соответствует индивидуальный числовой код от 0 до 255 (10) ; ( 00 (16) – FF (16) ; (2) – (2) )
2 Наиболее распространенной международной согласованной системой символов кодирования всех символов является система ASCII (American Standart Code for Informational Interchange). Символы с кодами от 0 до 127 – основная таблица кодов ASCII. Она идентична для всех на всех IBM-совместимых компьютерах. Коды с символами от 128 до 255 представляют национальную часть.
3 Функции: Pred(ch)– определяет предыдущее значение символа ch; -> Pred(Б) = A Succ(ch) – определяет последующее значение символа ch; -> Succ(Г) = Д Upcase(ch) – преобразует строчную букву в заглавную (только латиницу); Upcase(n) -> N Ord(ch) – возвращает порядковый номер символа ch; -> Ord(A) = 65 Chr(x) – определяет символ по его порядковому номеру; -> Chr(97) = a Символьный тип данных является порядковым типом данных. Область значений такого типа данных – упорядоченное счетное множество. Каждому элементу такого множества соответствует некоторое порядковое число, являющееся его номером при перечислении.
4 Program example_1; { Программа выводит строки символов: } var i,k:char; {A AB ABC... AB..YZ } Begin For i:='A' to 'Z' do {Количество строк} Begin For k:='A' to i do {Количество символов в строке} Write (k); {Печатает символ k} writeln; {Переводит курсор в следующую в строку} End; readln; end. ПРИМЕР
5 Написать программу вывода последовательности символов на экран: ZYYXXX…AA…AA; Что будет выведено на экран в результате работы следующего фрагмента: a:=Э; b:=В; c:=М; write(a,b,c,#13); a:=Э; b:=В; c:=М; writeln(a,b,c);
6 Задача: Напишите комментарий для каждой команды данной программы. Определите, что делает данная программа. program Primer_1; var i:integer; q:char; begin for i:=1 to 255 do begin q:=chr(i); write(q,' '); if i mod 25=0 then writeln; end; readln; end.
7 1. Напишите программу, которая запрашивает символ и выводит соответствующий ему код. 2. Напишите программу, которая выводит на экран все символы таблицы ASCII
8 3. Написать программу, которая подсчитывает количество цифр, входящих в исходный текст. (Текст – это последовательность символов, ввод которой заканчивается нажатием клавиши [Enter] -> #13) 4. Определить, является ли введенная строка правильной записью целого числа 5. Вычислить сумму цифр введенного числа
9 Program kolichestvo_chicel; var ch:char; k:integer; Begin k:=0; read(ch); while ch#13 {Пока не нажата клавиша } begin if (ch>=0) and (ch
10 Задача: вычислить сумму цифр введенного числа Program Cumma_chisel; var ch:char; k,n,s:integer; begin s:=0; readln(ch); while ch#13 do begin if (ch>='0') and (ch
11 1. Написать программу, которая подсчитывает количество букв А и a в тексте. (Текст – это последовательность символов, ввод которой заканчивается нажатием клавиши.) 2. Написать программу, которая печатает true, если в заданном тексте буква А встречается чаще, чем В, и печатает false в противном случае. 3. Составить программу, запрашивающую координаты ферзя на шахматном поле и показывающую поля доски, находящиеся под боем.
12 Program ex_N; var f:text; k1,k2,n: integer; ch:char; logic,pp:boolean; begin assign(f,'c:ex1.pas'); reset(f); n:=0; logic:=true; while not eof(f) do begin inc(n); k1:=0; k2:=0; pp:=false; while not eoln(f) do begin read(f,ch); if ch='(' then inc(k1); if ch=')' then if (k1