Основы построения телекоммуникационных систем и сетей Лекция 6 «Сети звукового и телевизионного вещания » профессор Соколов Н.А.
Сети звукового вещания (1) Открытие радио стимулировало организацию системы звукового вещания. До широкого распространения телевидения звуковое вещание было единственным средством оперативной передачи информации большому числу абонентов. Первые сети звукового вещания доказали высокую эффективность нового вида электросвязи. Вскоре сети звукового вещания получили широкое распространение во всех развитых странах. Важная особенность звукового вещания – в отличие от систем телеграфной и телефонной связи – использование односторонних (симплексных) каналов для доставки информации.
Сети звукового вещания (2)
Сети звукового вещания (3) Звуковое вещание может использовать радиоканалы и проводные средства связи. Обычно радиоканалы делятся по диапазонам выделенных частот: длинные, средние, короткие и ультракороткие волны. Проводные каналы связи обычно делят на аналоговые и цифровые. Вне зависимости от среды распространения сигнала средства звукового вещания делят на однопрограммные и многопрограммные, а также на моно- и стереофонические. Каналы обратной связи, реализованные в ряде систем звукового вещания, используются для контроля качества передаваемых сигналов и управления оборудованием. Информационная обратная связь обычно создается за счет использования сетей телефонной связи (фиксированных и мобильных), а также Internet.
Сети звукового вещания (4)
Сети звукового вещания (5)
Сети звукового вещания (6)
Сети телевещания (1) Слово "телевидение" было впервые упомянуто в IV веке до нашей эры, но с точки зрения практической реализации эту дату следует перенести на 1890 год. На международном конгрессе в Париже термин "электрическое телевидение" был введен в лексикон связистов.
Сети телевещания (2) Телевизионное вещание может осуществляться за счет трех основных способов (и их сочетаний): излучение при помощи телевизионной башни с приемом на антенну (индивидуальную или коллективную); через систему кабельного телевидения, создаваемую специально для распространения общедоступных программ и предоставления дополнительных услуг; при помощи различного рода систем спутникового телевидения. Другие классификационные признаки позволяют выделить телевидение стандартного качества и высокой четкости (HDTV). Можно также рассматривать классическое однонаправленное телевизионное вещание и интерактивное телевидение, в котором существует обратный канал, позволяющий управлять процессом получения информации. Кроме того, телевидение часто делят на аналоговое и цифровое. Они базируются на различных стандартах передачи изображений.
Схема телевещания
Распределение спектра
Сети IPTV (1)
Сети IPTV (2)
Рост рынка IPTV
Видео по заказу (1)
Видео по заказу (2)
Видео по заказу (3)
Видео по заказу (4)
Видео по заказу (5)
Доходы до 2010 года, млрд. $
Прогноз на 2015 год Среда (тип) распространения (вещания) На июнь 2009 г.На конец 2015 г. Количество абонентов, млн. Доля абонентов, % Количество Абонентов / приставок, млн. Доля абонентов, % 1Эфирное ТВ (DVB-T)0,010,59,9 / 7,927,5 2Кабельное ТВ (DVB-C)0,031,54,5 / 3,612,5 3Спутниковое ТВ (DVB-S2)0,073,45,4 / 4,315 4IPTV (multicast)0,042,04,5 / 3,612,5 5Интернет-ТВ (unicast)1,992,611,7 / 9,432,5 6Итого:2, / 28,8100 В мире: в 2004 г. было 2 млн. пользователей IPTV, в 2008 г. – 13 млн., а к 2010 г. – 65 млн. Всего реализовано 40 IPTV-проектов. Самая большая сеть IPTV создана во Франции. В России: на конец 2007 г. абонентская база услуг IPTV составляла 150 тыс., проникновение по домохозяйствам – 0,3%. По прогнозу J&P, к 2010 г. число пользователей IPTV увеличится до 630 тыс.
Перспективы развития вещания Среди множества тенденций развития систем звукового и телевизионного вещания следует выделить три важных направления. Первое направление обусловлено процессами интеграции и конвергенции в инфокоммуникационной системе. Следствиями этого процесса становится предоставление услуг звукового и телевизионного вещания на основе концепции NGN, которой посвящена следующая лекция. Проявлением этой тенденции можно считать переход к IP вещанию. Второе направление связано с поддержкой интерактивности, отсутствовавшей системах звукового и телевизионного вещания. Интерактивность позволяет в полной мере получить услуги, которые нужны пользователю. Примером такой возможности служит уже используемая услуга «Видео по заказу» (Video on Demand). Третье направление отражает тенденции роста спроса к качеству связи. Подобные тенденции выражаются в виде возрастающей доли продаж высококачественного оборудования телевидения и радио для использования в жилых помещениях и в автомашинах. Также повышаются требования к переносным терминалам. Такие же причины стимулировали разработку стандарта HDTV и исследования UHDTV (HDTV высшего качества).
Трехмерное телевидение
Перспективы развития сетей электросвязи
Вопросы?