Работа с текстом и изображениями. Создание заметок с помощью электронных чернил. Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати. Коллективный просмотр Web-сайтов. Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий. Демонстрация и нанесение заметок поверх уже готовых цифровых материалов. Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала. Демонстрация цифровых материалов, созданных учителями и учащимися. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
Презентационное программное обеспечение Текстовые редакторы Материалы с CD и DVD дисков Интернет Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана) Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видеокассеты VHS или цифровые видеоизображения) Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями) Программное обеспечение, относящееся к различным предметам Программное обеспечение для интерактивной доски
Основные преимущества Совместима с программами для всех лет обучения Совместима с программами для всех лет обучения Возможность уйти от чисто презентационной формы подачи материала Возможность уйти от чисто презентационной формы подачи материала Усиливает эффективность и наглядность подачи материала Усиливает эффективность и наглядность подачи материала Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
Преимущества для преподавателей Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, упрощая проверку усвоенного материала Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, упрощая проверку усвоенного материала Удобна при работе в большой аудитории Удобна при работе в большой аудитории Вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост Вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование. Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.
Преимущества для учащихся Делает занятия интересными и развивает мотивацию Делает занятия интересными и развивает мотивацию Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала Позволяет использовать различные стили обучения Позволяет использовать различные стили обучения Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием
1. Не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, которое бы обеспечило минимальные возможности моделирования. 2. Учителю нужно время на освоение новых технологий работы, т.к. только после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. 3. Стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения для ИД. 4. Каждый педагог имеет свою годами отработанную и отлаженную систему преподавания своего предмета и ИД, с ее новыми возможностями, а следовательно и новыми требованиями к деятельности педагога, не вписывается в данную систему, что тормозит внедрение ИД в образовательный процесс.
При длительной работе у доски (10 мин. и более) устают глаза.
1.Интерактивная доска способствует четкости в организации урока; 2.Доминирующее значение для успешного проведения занятий имеет продуманное построение урока и сочетание других форм организации учебного процесса в ходе подготовки; 3.Педагогическое мастерство учителя проявляется в уроке, отличающемся логически продуманностью, компетентным построением, целенаправленным планом, снабженным соответствующими дидактическими принципами и методиками, соответствием тому, как был задуман, и достижением поставленных задач.
1.Умение работать с программным обеспечением ИД 2.Соблюдение санитарно-гигиеническим норм работы с компьютерной техникой. 3.Умение учащихся пользоваться указкой и функциональными кнопками
Определить тему, цель и тип занятия; Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения. Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски; Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства. Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
Составляется временная развертка (поминутный план) урока. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа. Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий. Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски; Апробация урока.
Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей. Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном учащимся темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.
Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану. Интерфейс должен быть интуитивным. Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.