Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр психолого-медико-педагогического сопровождения «Зеленая ветка» Адрес: , г.Москва, ул. Новопесчаная, д.26 Телефон: (499) сайт:zvetka.ru
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года 15 глав, 111 статей, 404 страницы
Вступил в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.
Глава 1. Общие положения
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Обучающимся предоставляются академические права на: 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Обучающимся предоставляются академические права на: 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции;
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно- процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами- психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Перспективы развития Центра: ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» учреждение дополнительного образования обладает высоким потенциалом для включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общество профессионально-кадровые и материально- технические возможности Центра позволяют создавать условия для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Центр готов стать экспериментальной площадкой для разработки и апробации практико-ориентированных технологий социальной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство города
Направления развития Центра: « Модель организации обучения и психолого- педагогического сопровождения ребёнка с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации» « Создание модели включения (инклюзии) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (далее ДЦП) в общеобразовательные организации» «Психолого-педагогическая модель социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство средствами программ дополнительного образования социально- педагогической и художественно-эстетической направленности»
Направления деятельности Центра 1.Консультативно- диагностическое 2.Коррекционно-развивающее 3.Социально-педагогическое 4.Информационно- аналитическое
Консультативно-диагностическое 1. ПМПк 2. ОПМПК 3. индивидуальное консультирование 4. сопровождение инклюзивного образования в САО
Консультативно-диагностическое 1. ПМПк 2. ОПМПК 3. индивидуальное консультирование 4. сопровождение инклюзивного образования в САО
Коррекционно-развивающее Реализация индивидуального образовательного маршрута ребёнка Всего 212 человек: дошкольники-122 школьники-90 Реализация групповых форм работы 25 групп-189 человек: дошкольники-113 школьники-76 Взаимодействие с родителями в рамках реализации коррекционно-развивающей программы работы с ребёнком Консультативная помощь семьям детей с ОВЗ
Социально-педагогическое Развитие и сопровождение детей и молодежи с ОВЗ, а также с тяжелыми нарушениями в развитии средствами дополнительного образования, формирование нового творческого опыта, приемов социального взаимодействия, опыта индивидуальной успешности
Информационно-аналитическое Организация и обеспечение единого информационно- аналитического пространства внешней и внутренней деятельности ГБОУ ЦПМСС «Зелёная ветка»
Партнерское взаимодействие Родительский попечительский совет www. zvetka.ru
. Адрес: , г.Москва, ул. Новопесчаная, д.26 Телефон: (499) сайт: zvetka.ru