Развитие познавательной активности детей через опытно-исследовательскую деятельность ГБОУ начальная школа – детский сад 1883 компенсирующего вида Руководители проекта: Фонарева Лариса Александрова – учитель-логопед Киктева Татьяна Николаевна – учитель-дефектолог
Цели обучения естественным наукам в детском саду и начальной школе пробудить интерес к естественнонаучным и техническим темам помочь в усвоении сложного материала детьми, имеющими трудности в обучении
Задачи: создавать условия для того, чтобы дети с удовольствием занимались изучением явлений природы и мира техники и с интересом исследовали различные технические проблемы; помочь детям поверить в свои способности к исследованию и пониманию изучаемых проблем; заложить у детей основы научного мышления и умения проводить собственные исследования; развивать у детей умение обсуждать естественнонаучные и технические вопросы; познакомить детей с основами научной деятельности и соответствующими методами экспериментальной работы; научить детей выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования своих предположений и объяснения природных явлений.
Природа звука
«Угадай, что шумит» «Угадай, что шумит» Педагог предлагает учащимся прослушать различные звуки. Дети внимательно слушают, угадывают и составляют карту звуков с помощью рисунков.
«Звучащие предметы» «Звуковая память»
Как возникает звук? Опыт «Бубен» В процессе исследований школьники узнают, как возникает и распространяется звук. Если ударить по бубну, то можно почувствовать, что инструмент вибрирует. Опыт «Линейка» Если надавить на свободный конец линейки и потом отпустить его, то мы услышим гудение и увидим колебания.
Как возникает звук? Опыт «Гитара из пластиковой коробочки» Дернув резинку, натянутую на пластиковую коробочку, можно услышать шум и отчетливо увидеть колебания резинки. Опыт «Камертон» При ударе камертон начинает колебаться и издает звук. Когда колеблющийся камертон опускают в воду, то поверхность воды тоже начинает колебаться.
Распространение звука Ребенок ударяет по большому бубну около маленького бубна, на который насыпан песок. Бубен колеблется и издает звук. Колебания распространяются вокруг и передаются маленькому бубну – песок «танцует». Опыт «Песок на бубне»
Распространение звука Опыт «Воздушный шар» Дети держат воздушные шары перед ртом и громко произносят свое имя. Голосовые связки колеблются и производят звук. Колебания распространяются и передаются воздушному шару. Дети держат воздушные шары в руках перед магнитофоном и чувствуют вибрацию. Чем дальше от проигрывателя, тем слабее она ощущается.
Распространение колебаний звука Опыт «Фокус с бокалом» Если водить мокрым пальцем по краю бокала, то возникнет отчетливый звук. Бокал колеблется и производит звук.
Игра «Звуковой телеграф» (звуковые символы) Звук «А»Звук «О»Звук «У» Звук «Э»Звук «Ы» Звук «И»
Звуковые эффекты «Стук копыт»«Выстрел пистолета» «Парус на ветру»«Хруст снега»
Плавание и погружение
Опыты с водой в детском саду Начиная со средней группы детского сада малыши экспериментируют с водой. Проводятся опыты «Тонет – не тонет», «Тяжелее – легче», «Разноцветная вода», «Вода – растворитель»
Дидактические игры с водой В результате экспериментирования малыши убеждаются, что мяч в воде не тонет и кукла Таня напрасно плачет. Дети изучают выталкивание воды с помощью камешек.
«Что плавает – что тонет» В школе продолжается работа по изучению свойств тел, связанных с плавучестью Ученики выдвигают первые предположения о том, что плавает – что тонет. Проверка гипотез экспериментальным путем Обмен наблюдениями
Проверив на плавучесть разные предметы, ученики сравнивают свои предположения и заносят данные в компьютер для записи главных выводов. «Что плавает – что тонет»
Эксперименты по вытеснению воды Опыт «Кубики в стакане»Опыт «Шарики в стакане» В процессе опытов дети получают представления о том, что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают.
Знакомство с силой выталкивания Опыт «Пластиковая перчатка» Опыт «Модель корабля и кусочек нержавеющей стали» В процессе опытов ребята понимают, что предмет выталкивает воду, а вода оказывает встречное давление.
Ранний позитивный учебный опыт благотворно влияет на развитие мотивации, интереса и формирует способность к научному мышлению, помогает успешно адаптироваться в сложном окружающем мире и максимально раскрыть свои возможности.