ЭТИКЕТ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА Работа воспитателей МБДОУ «Ромашка» г.Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан Сугаловой Марины Николаевны Фаткулловой Энже Хамитовны Симоновой Людмилы Валентиновны Валиулловой Чулпан Наилевны
ВЕЛИКИЕ О ВЛИЯНИИ ЭТИКЕТА НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». К. Д. Ушинский «Искусство воспитания включает в себя, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». В. А. Сухомлинский. «Воспитание великое дело: им решается участь человека» В. Г. Белинский. «Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а не поучений». В. Г. Белинский «Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху». 3. А. Гриценко
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ Этикет - это свод конкретных, достаточно строгих правил поведения в обществе, это внешние проявления культуры человека. Этикет является регулятором поведения, дает возможность многое узнать о соблюдающем его человеке (принадлежность к той или иной социальной группе и национальности, уровень образования, профессиональная принадлежность и т. д.). Он способствует установлению успешных и доверительных связей между людьми, усиливает нравственное и эстетическое начала в жизни общества, наконец, способствует совершенствованию человека.
ФОРМЫ ЭТИКЕТА Форма этикета это совокупность средств, в которых выражается уважительное отношение к людям. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. То, как человек сидит, стоит, ходит, ведет себя за столом, подносит цветы и подарки, словом, все его поведенческие действия характеризуют его как хорошо воспитанную личность, владеющую поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе.
ВИДЫ ЭТИКЕТА Вид этикета это совокупность тех правил, которые характерны для человека, занимающегося тем или иным видом деятельности. Виды этикета: дипломатический, притворный, педагогический, воинский, общегражданский и др.
РАЗНОВИДНОСТИ ЭТИКЕТА Разновидность этикета это совокупность правил, меняемых в той или иной ситуации, в которой оказывается человек. По разновидностям этикет можно разделить на: -деловой, -семейный, -столовый, -гостевой, -подарочный, -танцевальный, -свадебный, -этикет дистантного общения, -телефонного разговора, -письма и др.
ФУНКЦИИ ЭТИКЕТА регулятивная, опознавательная, идентификационная, коммуникативная, этическая, эстетическая, воспитательная.
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА В ДЕТСКОМ САДУ Механизм формирования в дошкольном учреждении культуры поведения у детей [самовоспитание педагога] + [личный пример взрослого] + [позитивный настрой детей] + [этические беседы с воспитанниками] + [использование режимных моментов жизни детского сада] + [создание воспитывающих ситуаций] + [нравственно-этикетные игры] + [специальные занятия по этикету] + [участие родителей в воспитании культуры поведения у ребенка] = [желание ребенка поступать в соответствии с правилами этикета].
УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1. Позитивный настрой ребенка. 2. Пример взрослых (прежде всего, родителей и воспитателя). 3. Связь с семьей.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ ЭТИКЕТА 1. Не принуждать детей к выполнению упражнений. 2. Активно вводить детское творчество. Использовать собственноручно сделанное поделки и игры, а также придуманные «этикетные» сказки и истории. 4. Включать в занятие литературные, музыкальные и живописные произведения. 5. Рассчитывать на каждого конкретного ребенка. 6. Подводить итог в конце занятия. 7. Давать детям задания на дом. 8. Избегать негативной оценки выполнения детьми тех или иных заданий.
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭТИКЕТУ Тема I. Этикет порядок поведения людей Тема II. Речевой этикет Тема III. Этикет телефонного разговора Тема IV. Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида Тема V. Этикет и мой дом Тема VI. Соблюдение этикета в общественных местах. Тема VII. Гостевой и подарочный этикет Тема VIII. Столовый этикет Тема IX. Семейный этикет Тема X. Этикет межличностных отношений
ЭТИКЕТ – ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Что такое этикет?
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Для чего человеку имя? 2. Все начинается со слова «Здравствуй». 3. Как нам познакомиться. 4. Наши добрые слова.
ЭТИКЕТ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. У меня зазвонил телефон Я набираю номер ваш...
ИСКУССТВО НРАВИТЬСЯ ЛЮДЯМ. КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Как понравиться людям. 2. Мой друг Мойдодыр: личная гигиена. 3. По одежке встречают: как составить свой костюм.
ЭТИКЕТ И МОЙ ДОМ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Мой дом: наведу порядок в нем. 2. Мои верные друзья: игрушки и книги.
СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИКЕТА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Как вести себя в общественных местах. 2. Мы по улице пройдем. 3. Мы едем, едем, едем... (в городском транспорте). 4. Вежливые покупатели. 5. Праздник в кафе. 6. Идем в театр. 7. В кинотеатре. 8. В музее и на выставке..
ГОСТЕВОЙ И ПОДАРОЧНЫЙ ЭТИКЕТ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Гости в дом радость в нем. 2. Я иду в гости к другу. 3. Как приятно дарить подарки! 4. Мой день рождения.
СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Посуда и столовые приборы. 2. Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола. 3. Красивое застольное поведение. 4. Фруктовое застолье. 5. Мы пьем чай с тортом и конфетами.
СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Секреты семейного счастья. 2. Мама, папа и я дружная семья. 3. Мои любимые бабушка и дедушка. 4. У меня братишка есть, у меня сестренка есть День рождения семьи. 6. Мой день рождения праздник всей семьи.
ЭТИКЕТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (планирование непосредственно образовательной деятельности) 1. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много! 2. Мальчики и девочки.
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА Мы учимся: устанавливать доброжелательные отношения с людьми сверстниками и взрослыми, с незнакомыми и знакомыми людьми; проявлять любовь и уважение к близким людям и друзьям. Мы хотим: создать хорошие дружеские отношения в нашей группе, чтобы каждому из нас здесь было приятно находиться, чтобы каждый чувствовал себя легко и свободно; быть хорошими людьми, красивыми и привлекательными; нравиться тем, кто нас окружает.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ ЭТИКЕТА 1 вариант Дети сидят на стульях, поставленных кругом или полукругом. Воспитатель сидит среди детей, возможно, на таком же детском стуле, и его глаза находятся примерно на том же уровне, что и глаза воспитанников. 2 вариант При проведении открытого занятия, на котором присутствуют родители воспитанников и другие взрослые, целесообразно применить такой вариант рассаживания: стулья ставятся в два полукруга (сначала садятся дети, за ними приглашенные лица); воспитатель садится перед ними на стул, предназначенный для взрослого человека. 3 вариант На занятиях по столовому этикету желателен третий вариант рассадки: каждый ребенок с родителем сидит за отдельным столиком, столы размещаются таким образом, чтобы всем участникам занятия был хорошо виден стол воспитателя. Важное условие такого рассаживания небольшое количество детей.
ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Бояре «Наши имена» «Вежливый ребенок» «Цветок любви» «Вежливый ручеек»
ЭТИКЕТ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА «У меня зазвонил телефон...» «Разные ситуации» «Испорченный телефон»
ИСКУССТВО НРАВИТЬСЯ ЛЮДЯМ. КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА «Поменяйтесь местами» «Солнышко в доме» «Веселые переглядки» «Комплимент Фее Счастья» «Бояре» «Выбери костюм» «Оцени костюм друга»
ЭТИКЕТ И МОЙ ДОМ «Уберем наш дом» «Угощение для любителей чистоты» «Моя игрушка скажет обо мне»
СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИКЕТА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ «Как поступить, если...» «На лестнице» «Мой друг светофор» «Вход в метро и поездка в нем» «В магазине» «Чего нельзя и что можно делать в магазине» «Что можно и что нельзя делать в кафе» «Мы в кафе» «Мы в театре на спектакле»
ГОСТЕВОЙ И ПОДАРОЧНЫЙ ЭТИКЕТ «Приглашение в гости» «Встреча гостей» «Угощение гостей» «Прощание с гостями» «Цветы для мамы» «Слова благодарности» «Что мы скажем Винни - Пуху?» «Мой подарок тебе» «Двойной подарок»
СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ «За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа» «Съедим кусочек хлеба» «Сервировка стола» «Кавалеры и дамы рассаживаются за столом» «Моя помощница салфетка» «Вкусный суп придает нам силы» «Благодарность за угощение» «За столом я ем вилкой и ножом» «Как что едят» «Сервировка фруктового стола» «Как есть фрукты и фруктовый салат» «Бокал сока» «Сервировка чайного стола» «Чашечка чая» «Как есть сладости» «Веселое чаепитие»
СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ «Добрые слова самым любимым» «Я люблю своих родных» «Принеси мне воды» «Комплименты любимым» «Что мы делаем, когда...» «Расскажи о маме и папе (бабушке и дедушке, брате и сестре) » «Подарок внука» «Доброе слово» «День рождения»
ЭТИКЕТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ «Мне нравится с тобой дружить» «Закончи высказывание» «Рисуем вместе» «Построим вдвоем»
…ПРИШЛИ МНЕ ЧТЕНИЯ ДОБРОГО
ЭТИКЕТ - ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ А. Барто. «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном...»; С. Маршак. «Ежели вы вежливы...», «Знал одного ребенка я...», «Урок вежливости»; В. Осеева. «Волшебное слово»; И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый...»; С. Погореловский. «Что значит быть вежливым»; Русская народная сказка «Колобок».
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ А. Барто. «Имя и фамилия», «Шла вчера я по Садовой...», «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном...»; В. Голяховский. «Одно слово»; М. Дружинина. «Кто знает волшебное слово»; А. Кондратьев. «Добрый день!»; В. Кривошеев. «Доброе утро»; С. Маршак. «Ежели вы вежливы...», «Знал одного ребенка я...», «Урок вежливости»; С. Михалков. «Сашина каша» (о четкости произношения слов); В. Осеева. «Волшебное слово»; Г. Остер. «Будем знакомы» (из книги «Как хорошо дарить подарки»); И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый...»; С. Погореловский. «Что значит быть вежливым»; И. Токмакова. «Маша знала слов немало...»; Н. Юсупова. «Кто кого любит»; А. Шибаев. «Дядя Саша огорчен...»; А. Яшин. «Я люблю, когда при встрече...».
ЭТИКЕТ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА К. Чуковский. «Телефон».
ИСКУССТВО НРАВИТЬСЯ ЛЮДЯМ. КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА Г. Андерсен. «Гадкий утенок»; А. Барто. «Девочка чумазая», «Любочка», «Модница», «Сто одежек»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный...»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; С. Михалков. «Фома»; Ш. Перро. «Золушка»; А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; К. Чуковский. «Мойдодыр».
ЭТИКЕТ И МОЙ ДОМ Е. Благинина. «Приходите, поглядите...»; В. Лунин «Кукла»; Э. Машковская «Я был таким хорошим...»; К. Чуковский. «Федорино горе».
СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИКЕТА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ А. Барто. «В театре»; С. Маршак. «Урок вежливости»; С. Михалков. «Бараны», «Одна рифма», «Песенка друзей».
ГОСТЕВОЙ И ПОДАРОЧНЫЙ ЭТИКЕТ А. Барто. «Подари, подари...»; С. Маршак. «Кошкин дом»; А. Милн. «Винни Пух и все-все-все»; Г. Остер. «Как хорошо дарить подарки...»; Русская народная сказка «Лиса и журавль»; Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; К. Чуковский. «Муха-Цокотуха».
СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ М. Потоцкая. «Острое поросячье заболевание»; А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Ю. Тувим. «Овощи»; К. Чуковский. «Федорино горе».
СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ 3. Александрова. «Невидимка»; Г. Андерсен. «Дикие лебеди», «Снежная королева»; А. Барто. «Вот так защитник», «Медвежонок-невежа», «Помощница»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; С. Капутикян. «Спросим папу...»; А. Костецкий. «Все начинается с мамы»; И. Мазнин. «Простое слово»; С. Михалков. «А что у вас?»; В. Осеева. «Волшебное слово»; Ш. Перро. «Золушка», «Мальчик-с-пальчик»; Д. Родари. «Чиполлино»; Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
ЭТИКЕТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ А. Барто. «Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «Подружки» «Сонечка»; А. Кузнецов. «Поссорились»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; С. Михалков. «Мы с приятелем...» «Песенка друзей»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»; Г. Остер. «Как хорошо дарить подарки»; Д. Родари. «Чиполлино»; А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Русские сказки «Теремок», «Кот и петух», «Лиса и заяц», «Петушок золотой гребешок»» «Пузырь, соломинка и лапоть».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ До начала занятий по основам этикета следует обсудить с родителями цель и тематику занятий, а также их участие в совместной работе по воспитанию у детей культуры поведения. Воспитатель должен убедить родителей в необходимости соблюдения единых требований к поведению ребенка, пригласить их к участию в организации и проведении занятий, в выполнении вместе с ребенком творческих домашних заданий. УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! МЫ ЯВЛЯЕМСЯ ВАШИМИ ПОМОЩНИКАМИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ДЕЛАЕМ ЭТО С РАДОСТЬЮ!
И В ЗАКЛЮЧЕНИИ… Уважение к человеку проявляется в признании его достоинств, того, что ты считаешься с его взглядами, интересами и мнениями. С этим человеком можно посоветоваться о чем-то, с ним мы стараемся не ссориться, хотим с ним дружить, нам нравится с ним играть. Любовь это чувство, сердечной привязанности к человеку. Мы всегда рады видеть любимого человека, скучаем по нему и грустим без него, готовы всегда прийти ему на помощь, нам ничего для него не жалко. Соблюдать этикет значит соблюдать правила поведения, которые придумали люди, чтобы всем было хорошо, чтобы удобно было общаться друг с другом.