Повестка дня - XXIвек: «Глобальные проблемы человечества» Урок обобщения и систематизации ЗУН ( МБОУ СОШ 40 г.Кирова 10 Б класс)
Цель: Систематизировать и обобщить ЗУН по изученной теме. Задачи: применить полученные знания при изучении данной темы на практике; закрепить способы деятельности по теме: « Глобальные проблемы человечества » в процессе коллективной творческой деятельности; сформировать умения принимать решения в новой учебной ситуации;
Основополагающий вопрос :
Основные понятия темы: Глобализация? «Золотой миллиард» Антиглобалисты. Глобальные проблемы? Назвать глобальные проблемы современности. Проблемы социально-экономического развития России, связанные с процессом глобализации. Какие из перечисленных проблем, характерны для Кировской области.
Почему проблемы называются глобальными?
Тест-контроль по теме «Глобальные проблемы человечества» 1. Возможным последствием парникового эффекта может быть: а) увеличение количества атмосферных осадков; б) повышение уровня Мирового океана; в) разрушение озонового слоя. 2. Деградации озонового слоя способствует накопление в атмосфере: а) кислорода; б) метана; в) углекислого газа г)хлорфторуглеводородов. 3. Половина всего мирового выброса хлорфторуглеводородов приходится на долю: а) США;; б) России ; в) Японии. 4. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят: а) промышленные предприятия и транспорт; б) сельское хозяйство; в) строительство. 5. По выбросам углекислого газа в мире лидирует:* а) Россия; б) Сша; в) Япония. 6. Наиболее распространенный сегодня энергоноситель: а) газ; б) нефть; в) уголь. 7. По темпам прироста населения(%) лидирует: а) Азия; б) Африка; в) Латинская Америка. 8. По оценкам ООН число голодающих в мире составляет: а) около 500. человек; б) около 15 о млн. человек; в) около 1,2 млрд. человек.
Ключ ответов к тесту по теме «Глобальные проблемы человечества» 1. Б 2. В 3. А 4. А 5. А 6. Б 7. Б 8. В. Нет ошибок- «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3»
Классификация глобальных проблем 1. Проблемы «универсального» характера. 2. Проблемы преимущественно природно - экономического характера. 3. Проблемы социально- экономического характера. 4. Проблемы «смешанного» характера, нерешенность которых создает угрозу для будущего человечества.
Презентация группы 1: Проблемы «универсального» характера, нерешенность которых приводит и к массовой гибели людей в разных странах и регионах мира
Задание по теме Проблемы «универсального» характера. Обратимся к «Политической карте мира» (атлас) Обозначьте на к/к «горячие точки» ( р/т авт. В.П. Максаковский) Каким образом влияет положение «Дуги нестабильности» вблизи границ России на её геополитические интересы ? Спрогнозируйте возможные перспективы возникновения конфликтных ситуаций на территории РФ.
Презентация группы 2: Проблемы преимущественно природно - экономического характера: глобальное потепление; экологические; энергетическая и сырьевая; проблемы мирового океана и др.
Задание группы 2: Спрогнозируйте возможные изменения развития России в ближайшей перспективе с учетом использования ПРП. Доля природно-ресурсного потенциала в богатстве стран мира: Великобритания- 5% Китай – 8% США – 15% Россия -60% !
3 группа Проблемы социально- экономического характера
Задание группы 3 Обратимся к статистике: Почему продолжается сокращение численности населения? Спрогнозируйте изменения численности населения в нашей стране в ближайшие годы Предложите возможные пути решения демографической проблемы в России Демографические процессы в России: 1992 год - около 148 млн. чел год – около 145 млн. чел 2010 год - около 141,9 млн. чел (предварительные итоги переписи населения)
Группа 4 Проблемы смешанного характера, нерешенность которых создает угрозу для будущего человечества. выступление учащихся по данной теме (Презентация 4); выполнение заданий по теме, ответы на вопросы
Возможные пути решения Глобальных проблем человечества
Рефлексия Участие в подготовительном этапе урока. Определение целей учебного занятия. Тест-контроль по теме «Глобальные проблемы человечества» Работа в группах. Выполнение опережающего творческого задания. Формулировка вопросов и заданий по разным разделам темы. Монологические ответы на уроке. Дополнения ответов одноклассников. Выполнение задания на контурной карте. Работа с дидактическими материалами. Оценивание своей работы и одноклассников. Участие в формулировке вывода. Подведение итогов учебного занятия.
Информационное обеспечение: 1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2007; 2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, - Ч.1, 2, Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, Кузнецов А.П.Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, Природа, хозяйство, экология Кировской области / под ред. В.И.Колчанова, А.М.Прокашева / Киров, Атлас по географии России для 9 класса, по географии для 10 класса изд. Дрофа,
Спасибо за работу! Творческих успехов в дальнейшем изучении Географии!