Управление как система. Управление функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УПРАВЛЕНИЕ как ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ПУБЛИЧНЫЙ РЕСУРС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АСМОЛОВА (ПЛАХОВА) Любовь Мироновна, канд. пед. наук, Заслуженный.
Advertisements

2 день семинара. ВЫВОДЫ по 1 дню: Общественно-государственное управление выступает как ФАКТОР РАЗВИТИЯ образовательного учреждения !! Системно-деятельностный.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Содержание образования и структура непрерывного образования Лекция 4.
Проектирование образовательных систем (1) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент РИКУиО.
Развитие системы государственно-общественного управления в МБОУ «СОШ 2» г. Скопина.
Эмблема Основные направления деятельности Управляющего совета.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Учреждение образования как педагогическая система и объект педагогического менеджмента МЕЩЕРЯКОВ КИРИЛЛ СЕРГЕЕВИЧ ШАБУНЯ СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ 221 ГР.
Лекция : Концептуальные основы менеджмента План: 1.Виды и уровни менеджмента. 2.Теоретические основы менеджмента. 3.Методологические основы менеджмента.
Управление проектами: цели, задачи, структура. Виды проектов Программа развития (проект перспективного развития ОУ) (проект перспективного развития ОУ)
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Козьмодемьянска» Управляющий совет как форма социального партнёрства в условиях модернизации образования Авторы:
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Программно-целевой подход в управлении в условиях введения ФГОС второго поколения Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем.
Презентация по педагогике на тему: Научные основы управления педагогическими системами. Выполнила: ст. гр. П5-07 Капёнкина О.Е. Волгоград 2009.
Методология комплексного подхода к защите информации.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Транксрипт:

Управление как система

Управление функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию программ и целей; системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функционирования организации.

Управление образованием совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных в рамках образовательной системы определенных целей. Также управление образованием понимается как взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей

Управленческая деятельность система целеполагания, организации и контроля. Цикл управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование и анализ результатов.

Управление можно представить как: систему деятельность процесс.

Основы общей теории систем: - Несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой – либо части ее свойств как целого - связи и отношения элементов внутри системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом

- система может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) - каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом ( подсистемой) данной системой, и сам включать в себя другую систему - каждая система являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой – то одной картине, одному отображению - целеустремленная система выбирает задачи и средства их выполнения. Проявляет волю. Самые известные системы – люди. - способность менять свою собственную структуру, а следовательно и поведение.

Системный подход является основным методологическим подходом для построения эффективной модели управления.

Методология как путь и способ познания Те, кто отказываются от методологии, ищут не то, что надо, не там где надо, и не так как надо. Л.С. Выготский

Методология - «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»

4 уровня методологического знания: 1. философский ценности, понимание мира, мировоззрение 2. общенаучный принципы и системы научного познания, системно – деятельностный подход 3. конкретно – научный основы теории систем, теории управления теоретические основы управления. 4. технологический – уровень методики и техники исследования практико-ориентированные технологии управления Управленческие компетенции

система управления в ОУ, состоит из элементов: объекты управления ОУ ( элемент позволяющий нам раскрыть содержание вопроса – чем мы управляем? субъекты управления в ОУ ( кто управляет?) механизм управления в ОУ ( как управлять?) режимы жизнедеятельности ОУ ( в каких условиях жизнедеятельности обеспечивается управление?).

Как упорядочим управление, так оно и будет в ОУ «себя вести» Структура управленческих действий В КАКИХ условиях обеспечивать управление ? КАК УПРАВЛЯТЬ? компетенции участников управления КТО управляет? ЧЕМ управляем? Функционал звеньев и участников управления

Эффективность управления зависит не только от самого факта наличия продуманного состава элементов: управляемая система, управляющая система, механизм управления, но и от качества разработанности функционала звеньев и участников управления, структуры и содержания управленческих действий и установления области компетенций участников управления ОУ.

Каждое учреждение обладает своей спецификой: тип ОУ вид ОУ режим жизнедеятельности ОУ (экстремальные и оптимальный) В зависимости от режима жизнедеятельности можно проектировать содержание объектов управления, состав и структуру УС, механизм управления

Режимы экстремальной жизнедеятельности Становление – управление вновь созданным учреждением Упадок - антикризисное управление Закон Паркинсона: большинство испускающих дух учреждений долго и упорно добивались этого коматозного состояния

Режимы оптимальной жизнедеятельности: Функционирование управление установленным порядком деятельности ОУ Стоять крепко Эффективное реагирование на потребность в устойчивости

Режим развития Управление переводом учреждения на качественно новый уровень Эффективное реагирование на потребность в изменениях Становиться, изменится, принять иные качества и свойства

три области в деятельности ОУ кризис управления ( неустойчивость – неизменяемость), неспособность удержать управленческое равновесие в период нововведений (изменяемость – неустойчивость). застойные явления в деятельности ОУ (устойчивость – неизменяемость), В противовес – область устойчивого развития.

Управляемая система Объекты управления ОУ: блок нормативно – правового обеспечения блок финансово – экономического обеспечения блок социального и материально – технического обеспечения кадрового и программно – методического обеспечения блок обеспечения организации образовательной деятельности блок мотивационного обеспечения совместной деятельности блок обеспечения управленческой деятельности ОУ.

1. Блок обеспечения организации управленческой деятельности О УД -1 Организация стратегического управления УД -2 Организация тактического и оперативного управления УД – 3 Организация управления качеством деятельности в ОУ

Блок мотивационного обеспечения Обеспечение развития мотивационной среды МД -1 в педагогическом сообществе МД – 2 в ученическом сообществе МД-3 в сообществе родителей

Блок обеспечения организации образовательной деятельности ОУ ОД-1 обеспечение основного образования и организация учебной деятельности ОД-2 обеспечение дополнительного образования и организация внеурочной деятельности ОД-3 организация социально- воспитательной деятельности

Блок кадрового и программно – методического обеспечения деятельности ОУ o ПМД -1 o Организация работы с кадрами ОУ o ПМД-2 Организация методического обеспечения o ПМД -3 o Организация программно - технологического обеспечения

Блок социального и материально – технического обеспечения ОУ СМД -1 обеспечение условий труда в ОУ СМД -2 обеспечение условий жизнеобеспечения здания и территории ОУ СМД-3 обеспечение функционирования и развития материально - технической базы ОУ

Блок финансово – экономического обеспечения деятельности ОУ ФЭД -1 обеспечение бюджетного финансирования ФЭД -2 обеспечение внебюджетного финансирования через организацию в ОУ предпринимательской деятельности ФЭД -3 Организация внебюджетного финансирования через оказание ОУ благотворительной помощи

Блок нормативно – правового обеспечения деятельности ОУ НПД -1 Государственное регламентирование деятельности ОУ НПД -2 обеспечение нормативно правового регулирования деятельности ОУ НПД -3 обеспечение документооборота и ведение делопроизводства в ОУ

Структура управляющей системы «Задача рождает орган» Н.А. Бернштейн (физиолог )

Для создания эффективной управляющей системы необходимо базироваться на основополагающих принципах единоначалия и самоуправления, выстраивая оптимальную систему взаимодействия звеньев и участников управления. Для этого необходимо определить, какое влияние оказывают известные принципы единоначалия и самоуправления на построение модели управляемой системы ОУ

система административного управления ОУ Принцип единоначалия позволяет выстроить управляющую систему ( УС), основу которой укрепляют связи субординации – «вертикальных» связи, обеспечивающие исполнение требований вышестоящего должностного лица до нижестоящего.

Принципиально другой смысл заложен в принципе самоуправления, который реализуется в связях кооперации - «горизонтальных» связей, обеспечивающих возможность взаимодействия органов и участников управления, развивающих самостоятельность и ответственность в принятии и реализации решений.

Моделирование управляющей системы, в составе которой будет три основных компонента : система административного управления, система общественно – профессионального управления система общественного управления.

Административное управление Девиз АУ «разделяй и координируй!» Чем занимается АУ? В чем заключается его главная роль в управлении ОУ? четкость функционального разделения труда и координация действий всех звеньев управления в реализации поставленных функциональных задач.

Задачи АУ: устанавливать соотношения между ролями, задачами и функциями звеньев и участников управления; согласовывать действия всех участников управления организовать управления в соответствии со структурой, соответствующей основным направлениям взаимодействия всех звеньев и участников управления

«Дивизиональная» структура управления в менеджменте Основная цель такого построения - определить какую именно функцию в обеспечении функционирования ОУ несут «полки», входящие в состав управленческой дивизии. Каждая составляющая схемы должна выполнять свою задачу. С учетом задач по каждому из семи направлений деятельности ОУ в органы грамме управления должны расположить полки своей управленческой «дивизии». При этом необходимо указать, кто каким полком командует по должности (функциональные позиции), кто кому подчиняется в этой иерархической системе (связи субординации), кто с кем координирует свои действия (связи координации)

построение иерархических связей директор – ЗД – рук – ли структурных подразделений – работники. показать не только иерархию управленческих связей, но и функциональное разделение труда в системе АУ. четче выделить связи коррекции, отсутствие или сбой в которых доставляет больше всего проблем в организации оперативного и тактического управления

органиграмма АУ должна отвечать задачам, стоящим перед ОУ, обеспечивать структуру управления, эффективную для решения задач, стоящих перед ОУ на данный период времени; координирует совместную деятельность участников образовательного процесса, направленную на решение поставленных задач; обеспечивает оперативное руководство функционированием ОУ в заданном режиме жизнедеятельности

ОПУ Миссия: развитие потребности участников в совместной профессиональной деятельности и решении общих задач функционирования и развития ОУ. Роль в ОУ: общественный рупор профессиональных оценок, мнений и позиций в жизни ОУ. Задача: обеспечение баланса интересов всех участников профессиональной деятельности. Функция: коллегиальное взаимодействие участников профессионального сообщества.

Задачи ОПК УС: устанавливать соотношения между ролями, задачами и функциями звеньев и участников ОПУ; организовывать управление в соответствии со структурой, соответствующей основным направлениям взаимодействия всех звеньев и участников ОПУ; согласовывать действия всех участников ОПУ.

матричная структура взаимодействия подразделений. В основе органиграммы ОПУ заложены принципы кооперации и взаимодействия, однако совсем без субординационных зависимостей все же не обойтись.

Структура управленческого механизма 1. Компетенция руководителей в обеспечении эффективного механизма управления ОУ. 2. внутришкольныйанализ как базовая функция постановки задач деятельности ОУ. Подходы к конструированию анализа управляемой системы. Объектный анализ состояния управляемой системы ОУ. 3. управленческие технологии постановки задач и планирования деятельности ОУ. Типы и виды планирования. Алгоритмы планирования деятельности ОУ. 4. внутришкольный контроль и его роль в управленческом механизме. Постановка задач и целей внутришкольного контроля в ОУ.