Управление как система
Управление функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию программ и целей; системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функционирования организации.
Управление образованием совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных в рамках образовательной системы определенных целей. Также управление образованием понимается как взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей
Управленческая деятельность система целеполагания, организации и контроля. Цикл управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование и анализ результатов.
Управление можно представить как: систему деятельность процесс.
Основы общей теории систем: - Несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой – либо части ее свойств как целого - связи и отношения элементов внутри системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом
- система может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) - каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом ( подсистемой) данной системой, и сам включать в себя другую систему - каждая система являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой – то одной картине, одному отображению - целеустремленная система выбирает задачи и средства их выполнения. Проявляет волю. Самые известные системы – люди. - способность менять свою собственную структуру, а следовательно и поведение.
Системный подход является основным методологическим подходом для построения эффективной модели управления.
Методология как путь и способ познания Те, кто отказываются от методологии, ищут не то, что надо, не там где надо, и не так как надо. Л.С. Выготский
Методология - «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»
4 уровня методологического знания: 1. философский ценности, понимание мира, мировоззрение 2. общенаучный принципы и системы научного познания, системно – деятельностный подход 3. конкретно – научный основы теории систем, теории управления теоретические основы управления. 4. технологический – уровень методики и техники исследования практико-ориентированные технологии управления Управленческие компетенции
система управления в ОУ, состоит из элементов: объекты управления ОУ ( элемент позволяющий нам раскрыть содержание вопроса – чем мы управляем? субъекты управления в ОУ ( кто управляет?) механизм управления в ОУ ( как управлять?) режимы жизнедеятельности ОУ ( в каких условиях жизнедеятельности обеспечивается управление?).
Как упорядочим управление, так оно и будет в ОУ «себя вести» Структура управленческих действий В КАКИХ условиях обеспечивать управление ? КАК УПРАВЛЯТЬ? компетенции участников управления КТО управляет? ЧЕМ управляем? Функционал звеньев и участников управления
Эффективность управления зависит не только от самого факта наличия продуманного состава элементов: управляемая система, управляющая система, механизм управления, но и от качества разработанности функционала звеньев и участников управления, структуры и содержания управленческих действий и установления области компетенций участников управления ОУ.
Каждое учреждение обладает своей спецификой: тип ОУ вид ОУ режим жизнедеятельности ОУ (экстремальные и оптимальный) В зависимости от режима жизнедеятельности можно проектировать содержание объектов управления, состав и структуру УС, механизм управления
Режимы экстремальной жизнедеятельности Становление – управление вновь созданным учреждением Упадок - антикризисное управление Закон Паркинсона: большинство испускающих дух учреждений долго и упорно добивались этого коматозного состояния
Режимы оптимальной жизнедеятельности: Функционирование управление установленным порядком деятельности ОУ Стоять крепко Эффективное реагирование на потребность в устойчивости
Режим развития Управление переводом учреждения на качественно новый уровень Эффективное реагирование на потребность в изменениях Становиться, изменится, принять иные качества и свойства
три области в деятельности ОУ кризис управления ( неустойчивость – неизменяемость), неспособность удержать управленческое равновесие в период нововведений (изменяемость – неустойчивость). застойные явления в деятельности ОУ (устойчивость – неизменяемость), В противовес – область устойчивого развития.
Управляемая система Объекты управления ОУ: блок нормативно – правового обеспечения блок финансово – экономического обеспечения блок социального и материально – технического обеспечения кадрового и программно – методического обеспечения блок обеспечения организации образовательной деятельности блок мотивационного обеспечения совместной деятельности блок обеспечения управленческой деятельности ОУ.
1. Блок обеспечения организации управленческой деятельности О УД -1 Организация стратегического управления УД -2 Организация тактического и оперативного управления УД – 3 Организация управления качеством деятельности в ОУ
Блок мотивационного обеспечения Обеспечение развития мотивационной среды МД -1 в педагогическом сообществе МД – 2 в ученическом сообществе МД-3 в сообществе родителей
Блок обеспечения организации образовательной деятельности ОУ ОД-1 обеспечение основного образования и организация учебной деятельности ОД-2 обеспечение дополнительного образования и организация внеурочной деятельности ОД-3 организация социально- воспитательной деятельности
Блок кадрового и программно – методического обеспечения деятельности ОУ o ПМД -1 o Организация работы с кадрами ОУ o ПМД-2 Организация методического обеспечения o ПМД -3 o Организация программно - технологического обеспечения
Блок социального и материально – технического обеспечения ОУ СМД -1 обеспечение условий труда в ОУ СМД -2 обеспечение условий жизнеобеспечения здания и территории ОУ СМД-3 обеспечение функционирования и развития материально - технической базы ОУ
Блок финансово – экономического обеспечения деятельности ОУ ФЭД -1 обеспечение бюджетного финансирования ФЭД -2 обеспечение внебюджетного финансирования через организацию в ОУ предпринимательской деятельности ФЭД -3 Организация внебюджетного финансирования через оказание ОУ благотворительной помощи
Блок нормативно – правового обеспечения деятельности ОУ НПД -1 Государственное регламентирование деятельности ОУ НПД -2 обеспечение нормативно правового регулирования деятельности ОУ НПД -3 обеспечение документооборота и ведение делопроизводства в ОУ
Структура управляющей системы «Задача рождает орган» Н.А. Бернштейн (физиолог )
Для создания эффективной управляющей системы необходимо базироваться на основополагающих принципах единоначалия и самоуправления, выстраивая оптимальную систему взаимодействия звеньев и участников управления. Для этого необходимо определить, какое влияние оказывают известные принципы единоначалия и самоуправления на построение модели управляемой системы ОУ
система административного управления ОУ Принцип единоначалия позволяет выстроить управляющую систему ( УС), основу которой укрепляют связи субординации – «вертикальных» связи, обеспечивающие исполнение требований вышестоящего должностного лица до нижестоящего.
Принципиально другой смысл заложен в принципе самоуправления, который реализуется в связях кооперации - «горизонтальных» связей, обеспечивающих возможность взаимодействия органов и участников управления, развивающих самостоятельность и ответственность в принятии и реализации решений.
Моделирование управляющей системы, в составе которой будет три основных компонента : система административного управления, система общественно – профессионального управления система общественного управления.
Административное управление Девиз АУ «разделяй и координируй!» Чем занимается АУ? В чем заключается его главная роль в управлении ОУ? четкость функционального разделения труда и координация действий всех звеньев управления в реализации поставленных функциональных задач.
Задачи АУ: устанавливать соотношения между ролями, задачами и функциями звеньев и участников управления; согласовывать действия всех участников управления организовать управления в соответствии со структурой, соответствующей основным направлениям взаимодействия всех звеньев и участников управления
«Дивизиональная» структура управления в менеджменте Основная цель такого построения - определить какую именно функцию в обеспечении функционирования ОУ несут «полки», входящие в состав управленческой дивизии. Каждая составляющая схемы должна выполнять свою задачу. С учетом задач по каждому из семи направлений деятельности ОУ в органы грамме управления должны расположить полки своей управленческой «дивизии». При этом необходимо указать, кто каким полком командует по должности (функциональные позиции), кто кому подчиняется в этой иерархической системе (связи субординации), кто с кем координирует свои действия (связи координации)
построение иерархических связей директор – ЗД – рук – ли структурных подразделений – работники. показать не только иерархию управленческих связей, но и функциональное разделение труда в системе АУ. четче выделить связи коррекции, отсутствие или сбой в которых доставляет больше всего проблем в организации оперативного и тактического управления
органиграмма АУ должна отвечать задачам, стоящим перед ОУ, обеспечивать структуру управления, эффективную для решения задач, стоящих перед ОУ на данный период времени; координирует совместную деятельность участников образовательного процесса, направленную на решение поставленных задач; обеспечивает оперативное руководство функционированием ОУ в заданном режиме жизнедеятельности
ОПУ Миссия: развитие потребности участников в совместной профессиональной деятельности и решении общих задач функционирования и развития ОУ. Роль в ОУ: общественный рупор профессиональных оценок, мнений и позиций в жизни ОУ. Задача: обеспечение баланса интересов всех участников профессиональной деятельности. Функция: коллегиальное взаимодействие участников профессионального сообщества.
Задачи ОПК УС: устанавливать соотношения между ролями, задачами и функциями звеньев и участников ОПУ; организовывать управление в соответствии со структурой, соответствующей основным направлениям взаимодействия всех звеньев и участников ОПУ; согласовывать действия всех участников ОПУ.
матричная структура взаимодействия подразделений. В основе органиграммы ОПУ заложены принципы кооперации и взаимодействия, однако совсем без субординационных зависимостей все же не обойтись.
Структура управленческого механизма 1. Компетенция руководителей в обеспечении эффективного механизма управления ОУ. 2. внутришкольныйанализ как базовая функция постановки задач деятельности ОУ. Подходы к конструированию анализа управляемой системы. Объектный анализ состояния управляемой системы ОУ. 3. управленческие технологии постановки задач и планирования деятельности ОУ. Типы и виды планирования. Алгоритмы планирования деятельности ОУ. 4. внутришкольный контроль и его роль в управленческом механизме. Постановка задач и целей внутришкольного контроля в ОУ.