Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
1 Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Автор работы.
Лекция 3. Язык как система. От лингвистической диахронии – к лингвистической синхронии Этапы развития лингвистики Античность ХIХ век cравнительно- историческое.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Родился в административном центре Холмогорского уезда Архангельской губернии г. Холмогоры. Работал в Серпуховской типографии треста «Мосполиграф», в
Аккомпанемент Баррикада Масон Искусный Пессимизм Искусство Труженик Авторалли Оппонент Матроска.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Модуль 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: СТАТУС, СОСТОЯНИЕ, ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. СОВРЕМЕННАЯ РУСИСТИКА: ПАРАДИГМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Фонетика как раздел языкознания. План Понятие и предмет фонетики. Аспекты изучения звукового строя языка. История фонетики. Фонетические дисциплины. Фонетика.
Наука о языке Русистика Лингвистика Филология языкознание.
Социально и территориально обусловленная дифференциация языка.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Работа ученицы 10 класса Коноваловой Анны Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г.
Мир словарей и мир в словарях Направление «Русский язык»
Транксрипт:

Введение в языкознание Л.А. Козловская

Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика. Язык и речь как сущность и явление. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное.

Лекция 2. Язык и общество Язык и общество. Функции языка (коммуникативная, когнитивная, регулятивная, познавательная, номинативная, фатическая, эмотивная, метаязыковая, эстетическая и др.)

Лекция 3. Генеалогическая классификация языков Сравнительно-исторический метод. Основные понятия сравнительно-истори­ ческого языкознания: родственные языки, праязык, языковая семья, языковая ветвь, группа языков. Индоевропейский праязык и индоевропейские языки. Генеалогическая классификация языков

Лекция 4. Язык и мышление Язык и мышление. Отношение языка к объективной действительности и мышлению. Языковая картина мира. Лексические «лакуны» и «фантомы». Теория лингвистической относительности

Лекция 5. Язык в диахроническом аспекте Историческое развитие языка. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к языку. Основные исторические закономерности развития языков. Внешние и внутренние причины изменений в языке

Лекция 6. Происхождение языка Происхождение языка и факторы его развития (переход к прямохождению, развитие руки, увеличение и развитие головного мозга т.п.). Теории происхождения языка в истории языкознания. Данные палеоантропологии и других смежных наук.

Лекция 7. Язык как знаковая система Язык как система знаков. Основные свойства знака. Типы знаковых систем. Особенности языка как знаковой системы

Лекция 8. Фонетика Фонетика. Акустика речи. Речевой аппарат. Артикуляционная классификация звуков речи. Фонетическое членение речи. Ударение и интонация

Лекция 9. Фонология Фонология. Функциональный аспект фонетики. Фонема и ее функции. Оппозиция. Аллофоны. Понятие сильной позиции и основного варианта фонемы. Комбинаторные и позиционные изменения фонем. Фонетическая и фонематическая транскрипция

Лекция 10. Морфема Понятие морфемы. Основные свойства морфемы. Типы морфем. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Морфологическая классификация языков

Лекция 11. Лексикология Лексикология. Основные функции и свойства слова. Структура лексического значения слова. Внутренняя форма слова. Этимология. Системность лексики. Полисемия. Динамика словарного состава языка. Фразеология

Лекция 12. Лексика как система Системность лексики. Полисемия. Динамика словарного состава языка. Фразеология

Лекция 13. Грамматическое значение Предмет грамматики. Грамматическое значение в его отношении к лексическому. Грамматическая категория. Способы выражения грамматических значений. Типологическая классификация языков. Части речи

Лекция 14. Синтаксис Синтаксис. Основные свойства предложения. Синтаксическая модель. Принципы классификации предложений. Актуальное членение предложения. Историческое формирование структуры предложения

Лекция 15. Формы существования языка Функционирование языка. Территориальная и социальная дифференциация в языке. Формирование национальных языков. Литературный язык и проблема нормы. Словари и грамматики. Взаимодействие языков