«Искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость. Устное народное творчество, воплощенное в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.
Тематическое разнообразие фольклора : Сказки (волшебные, бытовые, о животных) Несказочная проза и поэзия (легенды, былины) Детский фольклор Потешки, пестушки, колыбельные. Пословицы и поговорки, загадки.
Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.
Русские народные обряды: Обряд сватовства. Венчание. Свадебные песни Обряд погребения. Похороны. Причитания Рождение младенца. Ритуал крещения.
Обряды, связанные с повторяющимися из года в год событиями. Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.
Календарно-обрядовая поэзия Рождество. Зимние святки. Коляда Масленица Иван Купала. Весенне-летние песни.Троица Жнивные песни
Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря – сочельник, и сопровождалось праздничным обходом домов соседей с пением песенок-колядок, в которых славились хозяева с пожеланиями добра, здоровья и благополучия. В качестве благодарности хозяева должны были одарить гостей гостинцами. Веселая молодежная компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа.
*** Коляда, Коляда! Подавай пирога! Блин да лепешку в заднее окошко! Не дашь пирога – мы корову за рога. Не дашь блинка – мы хозяевам пинка! Не подашь пирога – так и нет живота; Хоть и есть, так не в честь… Пришла Коляда Накануне рождества, Дайте коровку, Маслену головку, А дай бог тому Кто в этом дому, Ему рожь густа, Рожь ужимиста ; Ему с колоса осьмина ( мера зерна ) Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Уродилась Коляда Накануне рождества. За горою за крутою, За рекою за быструю Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят пылающие. Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют : " Ой Коляда, Коляда, Ты бываешь Коляда Накануне рождества.
Масленица – это проводы зимы и чествование приближающейся весны. Празднуется на последней неделе перед Великим Постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, с обильным застольем. На этой неделе принято печь блины, символизирующие золотое солнышко, ходить в гости друг к другу, кататься на санях, прилюдно сжигать чучело масленицы, символизирующее долгую зиму.
Их не пели, а выкрикивали ( кликали), взобравшись повыше: на крышу, на пригорок. В них призывали весну, расставались с зимой. Синицы, синицы, Принесите по спице! Канарейки, канарейки! Принесите по швейке! Четочки, чечёточки, Принесите по щеточке! Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.
Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали веточками березы, ходили по деревне, плели венки, гадали, водили хороводы. *Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла Люли, люли, стояла… *Туча с громом сговаривалась: Доля-лёли-лёли-лё! «Пойдем,туча,гулять на поле, На то поле, на Заводское! Ты с дождем, а я с милостью, Ты польешь, а я выращу!»
Сводился к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ). Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость. Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле. Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник). А на Купалу Рано солнце играло. Рано солнце Играло на добрые годы, На добрые годы, На щедрые росы, На хлебные урожаи.
обряды совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, завязывали последнюю горсть стеблей веночком, катались по земле, восстанавливая силы, с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. Серпом да по спелому колосу Ладно, да любо убрано жито, Молоды девицы косы- волосы Расплетайте скорей, платье пошито!
Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький. Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.