Мониторинг результатов освоения детьми ООП ДО как способ оценки качества дошкольного образования
Актуальность позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса в соответствии с ФГТ; подводит педагогов к самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе; позволяет оценить сформированность интегративных качеств ребёнка дошкольного возраста; позволяет прогнозировать перспективы развития объектов или субъектов образовательного процесса.
Какая задача встаёт перед педагогом? Овладеть инструментом оценки планируемых результатов Построить систему мониторинга так, чтобы качественно отследить и использовать результаты для проектирования образовательного процесса
Почему понадобился новый инструмент? неэффективность существующих диагностических методик; отслеживание педагогом интегративных качеств ребёнка в соответствии с требованиями ФГТ; потребность педагогов в использовании инструмента несложного и экономичного по времени.
Есть такой инструмент! Карта развития(Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов) нормативная психологическая сферы инициативы психологический фон творческая познавательная целеполагания коммуникативная
Нормативная карта развития Возрастная группа 3-4 года 1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой) список группы 1 уровень В рамках наличной предметно – игровой обстановке, активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль действий) вариативно использует предметы – заместители в условном игровом значении 2 уровень Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли, при развертывании отдельных сюжетных эпизодов, подкрепляет условные действия ролевой речью. Вариативные диалоги с игрушками или сверстниками. 3 уровень Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; используют развернутое словесное комментирование игры через событие и пространство (что где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесно – история, предметном – макет, сюжетный - рисунок). 1. Руслан С.изредкаобычнонет 2. Дима Р.изредкаобычноизредка 3. Вика К.изредкаобычноизредка 4. Варя Б.обычнонет 5. Никита С.изредка обычно 6. Саша Ф.изредкаобычноизредка 7. Тимофей Б.изредкаобычноизредка 8. Соня Б.изредкаобычноизредка
Нормативная карта развития. Возрастная группа 3-4 года 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) список группы 1 уровень Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. 2 уровень Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»). 3 уровень Обозначает конкретную цель, удерживает её во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит её до конца. 1. Руслан С.изредкаобычноизредка 2. Дима Р.нетобычноизредка 3. Вика К.изредка обычно 4. Варя Б.обычноизредка 5. Никита С.нетизредкаобычно 6. Саша Ф.нетобычноизредка 7. Тимофей Б.нетобычноизредка
Нормативная карта развития Возрастная группа 3-4 года Дата заполнения Коммуникативная инициатива. (наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной) список группы 1 уровень Обращает внимание сверстника на интересующего самого ребенка действия («Смотри…»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого. 2 уровень Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение – побуждение («Давай играть, делать…»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера. 3 уровень В развернутой словестной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия. 1. Руслан С.изредкаобычноизредка 2. Дима Р.нетобычноизредка 3. Вика К.нетизредкаобычно 4. Варя Б.изредкаобычноизредка 5. Никита С.нетизредкаобычно 6. Саша Ф.нетизредкаобычно 7. Тимофей Б.нетобычноизредка 8. Соня Б.изредкаобычноизредка
Нормативная карта развития Возрастная группа 3-4 года Дата заполнения Познавательная инициатива – любознательность (наблюдение за познавательно – исследовательской и продуктивной деятельностью) список группы 1 уровень Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. 2 уровень Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что, как, зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата. 3 уровень Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочизванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо) 1. Руслан С.изредкаобычноизредка 2. Дима Р.изредкаобычноизредка 3. Вика К.изредка обычно 4. Варя Б.обычноизредканет 5. Никита С.изредка обычно 6. Саша Ф.изредкаобычноизредка 7. Тимофей Б.изредкаобычноизредка 8. Соня Б.изредкаобычноизредка
Карта психологического фона развития Составляющие психологического фона Растущая независимость в бытовом плане Контакты с взрослыми Контакты со сверстниками Положительное отношение к себе показатели благополучия список группы Уверенно справляется с бытовыми задача-ми Стре-мится к само- обслу-жива- званию Легко обращается за по- мощью Делится впечатлениями и эмоциями Легко вступает в контакты Имеет близких друзей Демон- стрирует свои достижения Защи-щает себя и свои права 1. Руслан С.да нет да нет да 2. Дима Р.да 3. Вика К.да 4. Варя Б.да нет 5. Никита С.да нет да 6. Саша Ф.да нет да 7. Тимофей Б.да нет 8. Соня Б.да
Положительные стороны данной карты развития соответствует современным требованиям, отвечая характеристикам ФГТ; определяет трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе; позволяет оценить группу детей за короткий промежуток, не требуя от педагога много времени и специальной подготовки; позволяет отследить уровень развития ребёнка; позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии.
Спасибо за внимание!