Золотое слово «о Полку Игореве» Форма урока: урок итогового обобщения Тип урока: интеллектуальная ролевая игра
Технологии, применяемые на уроке: технология применения средств ИКТ в предметном обучении; технология интеграции в образовании (ролевая игра); игровые технологии в старшем школьном возрасте.
Цели 1. Раскрыть глубину произведения, его патриотизм через ролевую игру. Помочь восприятию «Слова о полку Игореве» как высокохудожественного произведения, помочь осознать его духовно- нравственный потенциал сегодня; 2. Способствовать развитию коммуникативных навыков; 3. На традициях древнерусской культуры способствовать расширению кругозора и интеллектуальной активности; 4. Способствовать формированию гражданской позиции, воспитанию патриотизма, интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.
Задачи формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия) на основе использования межпредметных связей; активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование технологической триады личностно ориентированного образования задание – диалог – игра с опорой на личностный опыт; развитие творческого воображения, памяти, речи, обогащение эмоционального мира.
I.Ролевое представление участников игры 1 команда - жители Новгород- Северского княжества 2 команда - воины дружины Игоря и Всеволода 3 команда - половцы
Древнерусские города Древнерусские города вырастали на возвышенностях, часто на месте слияния рек, которые в то время были основными торговыми путями, а их крутые берега- естественной защитой города. Сначала на возвышении возникала крепость (кремль), затем поселение обносилось укреплённой стеной для защиты от врагов. План древнерусского города
Древнерусский город Новгород - Северский Древнерусские города возникают в эпоху становления государственности Само слово «город» означает укреплённое огороженное место, в отличие от села или деревни.
За крепостной стеной древнерусского города Княжеский дворец Административные учреждения Подворье Торг - торговая площадь Посады – ремесленные поселения вне городских стен
Воины дружины Игоря и Всеволода Доспехи и вооружение древнерусского воина Инсценированное отправление дружины в поход
Доспехи и оружие древнерусского воина Кольчуга (панцирь пластинчатый) Шлем с полумаской и бармицей Щит (с амбразурой) Топор (топорок, бердыш - большой топор) Меч Наножные доспехи
Алебарда Булава Копьё "Мечи булатные и стяги..."
«Игорь – князь с могучею дружинай…» И, всегда готовые к борьбе, Добывают острыми мечами Князю славы, почестей себе!»
«И, как барсы лютые…» Половцы в европейских и византийских источниках - (кумены) - тюркоязычный кочевой народ. В начале 11 в из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Днепр, став хозяевами Великой степи от Дуная.
Родовая организация половцев Орда (хан) Курень (кошевой) – 2-3 аула Аул (семьи 2-3 прокол.) + обедневшие родственники, военнопленные (колодники)+чаги (женщины-служанки)
Отношения половцев с Русью 1055 г. - первое появление у русских границ 1068 г. - первое нашествие половцев на Русь. С тех пор военные походы половцев на русские земли приобрели регулярный характер. Нередко они объединялись с кем-то из князей. После 1125 г. (после смерти Владимира Мономаха) половцы вновь стали активно участвовать в междоусобных войнах русских князей г. - неудачный поход на половцев Игоря Святославича.
Повседневный быт и обычаи половцев Были прекрасными степными наездниками имели военный строй Главное занятие - кочевое скотоводство Положение женщин у половцев было достаточно высоким Кровная месть Исповедовали Тенгрианство (верховное божество - Тегри-небо и Умай - его жена – земля) Поклонялись волку Пользовалось популярностью учение шаманов
Военное дело половцев В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие. Сражались луками, дротиками кривыми саблями, имели арканы и копья. С помощью тяжёлых самострелов и «жидкого огня»захватывали даже крупные крепости Половецкие войска отличались маневрированностью. Их повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад.
II.Работа с текстом памятника. Конкурс- опыт прочтения: «Вслед за автором» 1. Назовите полное название произведения. 2. Какой древний певец упомянут в зачине? 3. Инструмент Бояна? 4. Какое природное явление предшествовало походу? 5. Что сказал Игорь дружине после солнечного затмения? 6. Где Игорь встретился с Всеволодом? 7. На какой реке состоялась битва? 8. Сколько дней продолжалась битва? 9. Сколько битв было? 10. К каким силам обращается Ярославна в своём плаче? 11. Кто помог Игорю бежать из плена? 12. О каких языческих божествах упоминается в тексте? 13. Вспомните рефрен произведения. 14. Назовите имена половецких ханов, возглавивших отряды?
III. Конкурс переводчиков: «Сила Слова» Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружине своей: "Братие и дружина! Луце жъ бы потяту быть, ниже полонину быть; а всядемъ, братия, на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону!" Спалъ князю умь похоти, и жалость ему знамение заступи искусите Дону великого Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина. Князь промолвил: "Братья и дружина! Лучше быть убит от мечей. Чем от рук поганых полонину! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону!" Вспала князю эта мысль на ум - Искусить неведомого края, Задание: перевести отрывок из древнерусского текста Перевод Н.А. Заболоцкого
IV.Толкование слов: что в «Слове», что за «Словом»? Хоругвь Зигзица Червлёный Япанча Яруга Мысль Яр
V.Словесное рисование Задание: выполнить собственные словесные зарисовки к иллюстрациям отрывков из «Слова о полку Игореве»
Иллюстрация Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами" г.
Иллюстрация Н.К.Рериха «Поход Игоря» 1942 г.
Иллюстрация Фаворского В.А. «Плач Ярославны» 1938 г.
VI. Золотое «Слово» команд
Домашнее задание Написать эссе: автор «Слова о полку Игореве».