ТЕМА: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 117 «Электроник» комбинированного вида городского округа город Буй
Теоретическая часть Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирован ия При нарушении слоговой структуры слова При формировании лексико- грамматического строя речи При подготовке к обучению грамоте При обучении связной речи Пересказ Рассказ по сюжетной картине Рассказ- описание по пейзажной картине Рассказ- описание предметов
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Актуальность
Цель: обучение детей составлению рассказов-описаний предметов через развитие правильной речевой логики и способности характеризовать образы различных объектов и их окружения посредством метода наглядного моделирования. Задачи: Развивать умения вычленять и называть значимые признаки объекта; Развивать умения перечислять признаки в определенной последовательности; Развивать умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст; Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление; Развивать умения перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы.
Принципы Принцип доступности – связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка; Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого ребенка перед началом и в процессе логопедической работы с ним и в выборе средств коррекционно- воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей; Принцип максимальной наглядности, позволяет дать детям живой красочный образ недостаточно известной части действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить впечатления, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений; Дидактический принцип систематичности и последовательности предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу, не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми; Коррекционная работа по развитию связной речи строится с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей группы и специалистов ДОУ.
Методы и приемы Использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; Наглядный метод - используется вариативная методика применения наглядного материала как средства достижения связности речи; К основным методам обучения детей связной речи относится словесный метод – обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению; Игровой метод в развитии связной речи занимает большое место.
Развивающая среда
Диагностический мониторинг Умение подбирать слова-признаки
Умение подбирать слова-действия к заданному слову
Умение составлять описательный рассказ Состояние речевого развития и базового словаря
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Формы работы с родителями Формы работы с воспитателями и специалистами Изготовление дидактических игр Консультации Родительские собрания Содоклад на педагогическом совете Индивидуальные беседы Открытое занятие Консультации Индивидуальные беседы Папки – передвижки Рекомендации Стенд для родителей
Вывод Использование наглядного моделирования в коррекционно- образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи, значительно влияет на развитие у детей памяти, воображения, логического мышления и, как следствие, на развитие связной речи.
Презентацию подготовила учитель-логопед МДОУ детский сад 117 «Электроник» комбинированного вида ВАСИЛЬКОВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА ОБРАЗОВАНИЕ – высшее, закончила ТГПУ им. К. Джураева; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ РАБОТЫ – 11 лет; КАТЕГОРИЯ –вторая категория; НАГРАДЫ – почётная грамота отдела образования учитель-логопед МДОУ детский сад 117 «Электроник» комбинированного вида ВАСИЛЬКОВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА ОБРАЗОВАНИЕ – высшее, закончила ТГПУ им. К. Джураева; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ РАБОТЫ – 11 лет; КАТЕГОРИЯ –вторая категория; НАГРАДЫ – почётная грамота отдела образования