Использование проблемного метода и роль проблемных ситуаций при обучении иностранному языку Магистрант Кафедры английского языкознания Тимофеева Юлия Владимировна Руководитель: Щурко Тамара Матвеевна
Использование проблемного метода и роль проблемных ситуаций при обучении иностранному языку Актуальность Цели и задачи Объект и предмет Основные результаты положения выносимые на защиту Научная гипотеза Научная новизна
Актуальность моего исследования В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Развитие коммуникативных способностей это основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед учителями иностранных языков. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться.
На уроках иностранного языка мы должны научить школьников общаться (устно и письменно), находить необходимую информацию, научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника. В данном случае процесс обучения требует особой формы организации учебной деятельности, когда знания передаются учащимися не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Учитель должен построить учебный процесс таким образом, чтобы школьник стремился получить знания, успешно осваивал учебный материал. Одним из таких способов успешного обучения может стать проблемное обучение.
Цель : Определить особенности использования метода и роль проблемных ситуаций при обучении иностранному языку.
Задачи: 1. Обосновать понятия проблемный метод и проблемная ситуация ; 2. Изучить историю применения проблемного метода и проблемных ситуаций при обучении иностранному языку ; 3. Выявить возрастные особенности учащихся 8 класса;
Задачи: 4. Изучить формы работы с учащимися при использовании проблемного метода и проблемных ситуаций. 5. Разработать рекомендации по совершенствованию работы с учащимися при использовании проблемного метода и проблемных ситуаций в обучении иностранному языку.
Объект и предмет моего исследования Объект : учащиеся 8-го класса. Предмет: использование проблемного метода и проблемных ситуаций.
Научная гипотеза Использование проблемных ситуаций играет значительную роль при обучении иностранному языку, а именно: способствует более успешному и качественному усвоению учебного материала.
Основные результаты В данной работе рассматривалась проблема применения проблемного метода и роли проблемных ситуаций при обучении иностранному языку. На базе одной из школ было проведено исследование по изучению целесообразности и эффективности использования данного метода. работа в данном направлении действительно необходима, так как проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую актуальность в современной методике в связи с необходимостью формировать коммуникативную компетентность у подрастающего поколения.
Педагогам на уроках иностранного языка учителям следует использовать различные виды проблемных ситуаций (учебные задачи, вопросы, практические задания, беседы и т.п.), стимулировать активность учащихся при возникновении у них желания обсудить различные вопросы в рамках заданной темы. Основные результаты
Научная новизна Проблемный метод и проблемные ситуации способствуют усилению учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся.
Положения, выносимые на защиту 1. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. 2. Нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
3. Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим. 4. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. Положения, выносимые на защиту
5. При использовании проблемных ситуаций наиболее эффективно выполняется задача научить людей общаться (устно и письменно), научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника. 6. На уроках иностранного языка учителям следует использовать различные виды проблемных ситуаций (учебные задачи, вопросы, практические задания, беседы и т.п), стимулировать активность учащихся при возникновении у них желания обсудить различные вопросы в рамках заданной темы.
Спасибо за внимание