МОУ «Сытьковская средняя общеобразовательная школа» СТРОЕНИЕ БАЗОВОЙ СИСТЕМЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Кудоспаева Н.Н.. Урок ознакомления с новым материалом; Урок ознакомления с новым материалом; Урок ознакомления с новым материалом; Урок ознакомления.
Advertisements

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Математика учит преодолевать трудности и исправлять свои ошибки Рене Декарт.
Типология современного урока.. Типология уроков. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены.
Формы занятий в школе ( традиционный подход ). ФГОС НОО Организация детей в учебной и внеурочной деятельности.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Структура современного урока. Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Урок - основная форма организации текущей учебной работы Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» О.А.Герасименко.
Формы организации учебного процесса Лекция 6. Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий.
Формы организации учебного процесса Лекция 6. Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
Транксрипт:

МОУ «Сытьковская средняя общеобразовательная школа» СТРОЕНИЕ БАЗОВОЙ СИСТЕМЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

«урок» - целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки.

Любому уроку присущ ряд признаков: наличие образовательных, воспитательных развивающих целей; - отбор в соответствии с поставленными целями учебного материала и определение уровня его усвоения; достижение этих целей путем подбора подходящих средств и методов обучения; организация соответствующей деятельности учителя и учащихся.

Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики. В процессе овладения математическими знаниями, по сравнению с другими учебными предметами, уделяется большее внимание развитию логического мышления, умений рассуждать и доказывать.

При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. К тому же математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается

Типы уроков 1) по основной дидактической цели; 2) по основному способу их проведения; 3) по основным этапам учебного процесса.

урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок; урок-лекция; урок-семинар; урок-зачет; урок - практикум урок-экскурсия; урок- дискуссия; урок - консультация; интегрированный урок; театрализованный урок; урок - соревнование; урок с дидактической игрой урок - деловая игра; урок ролевая игра.

Урок ознакомления с новым материалом. Дидактическая цель: введение понятия, установление свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы: - сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности; - подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний: - ознакомление с новым материалом; - первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; - постановка задания на дом; - подведение итогов урока.

Урок закрепления изученного. Его основная дидактическая цель формирование определенных умений. Общая структура такова: - проверка домашнего задания и акцентирование внимания учащихся на материале, изученном на предыдущем уроке; - сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; - воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; - перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; - подведение итогов урока; - постановка домашнего задания.

Урок применения знаний и умений. Основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализацию способов их выполнения; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Структура урока: - проверка домашнего задания; - мотивация учебной деятельности, Структура урока: - проверка домашнего задания; - мотивация учебной деятельности, - сообщение темы, цели и задач урока; - осмысление содержания ; - самостоятельное выполнение учащимися заданий - обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; - подведение итогов и постановка домашнего задания. - сообщение темы, цели и задач урока; - осмысление содержания ; - самостоятельное выполнение учащимися заданий - обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; - подведение итогов и постановка домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них к усвоению более сложной системы знаний овладению основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. от них к усвоению более сложной системы знаний овладению основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета.

Урок проверки и коррекции знаний и умений. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Структура урока: ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; подведение итогов. Структура урока: ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; подведение итогов.

Комбинированный урок. Для комбинированного урока характерны постановка и достижение нескольких дидактических целей; их возможным сочетанием определяется разновидность конкретного урока. Для комбинированного урока характерны постановка и достижение нескольких дидактических целей; их возможным сочетанием определяется разновидность конкретного урока. Традиционной является следующая структура урока: ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; проверка домашнего задания; проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу; изложение нового материала; первичное закрепление изученного; подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Традиционной является следующая структура урока: ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; проверка домашнего задания; проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу; изложение нового материала; первичное закрепление изученного; подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной в практике обучения широко используются и другие разновидности комбинированного урока. Например, комбинированный урок, целью которого являются проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру: проверка домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока; изложение нового материала; восприятие и осознание учащимися нового материала; осмысление, обобщение и систематизация знаний; постановка домашнего задания.

Урок-лекция Как правило, на таком уроке излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. Как правило, на таком уроке излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от его логики и от дидактических задач различают вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. В зависимости от его логики и от дидактических задач различают вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности, учащихся лекция может быть информационной, объяснительной лекцией-беседой и т.д. По характеру изложения и деятельности, учащихся лекция может быть информационной, объяснительной лекцией-беседой и т.д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна: при изучении нового материала, мало при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; связанного с ранее изученным; при рассмотрении сложного для при рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала; самостоятельного изучения материала; при подаче информации крупными при подаче информации крупными блоками; блоками; при выполнении определенного вида при выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким заданий по одной или нескольким темам, разделам; темам, разделам; при применении изученного материала в при применении изученного материала в ходе решения практических задач. ходе решения практических задач.

Урок-семинар. Для семинара характерны самостоятельное изучение школьниками программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На нем ребята учатся выступать публично, дискутировать, отстаивать свои суждения. Все это способствует развитию у них познавательных и исследовательских умений и повышению культуры общения. В практике обучения получили распространение семинары-беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар по решению задач, семинар-диспут, семинар-конференция и др.. В практике обучения получили распространение семинары-беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар по решению задач, семинар-диспут, семинар-конференция и др..

Урок-зачет Основная цель этого урока диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Основная цель этого урока диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Практикуются различные виды зачетов: Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и др. текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и др. Они предусматривают разные формы организации деятельности учителя и учащихся. Если учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его называют открытым. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Они предусматривают разные формы организации деятельности учителя и учащихся. Если учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его называют открытым. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы.

Урок-практикум Главная задача усиление практической направленности обучения. Главная задача усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, формальному усвоению. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, формальному усвоению. Основные формы проведения такого урока - практическая и лабораторная работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в применении полученных знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие обобщающие уроки-практикумы. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие обобщающие уроки-практикумы.

Общая структуру урока - практикум: Общая структуру урока - практикум: сообщение темы, цели и задач практикума; сообщение темы, цели и задач практикума; актуализация опорных знаний и умений; актуализация опорных знаний и умений; мотивация учебной деятельности учащихся; мотивация учебной деятельности учащихся; ознакомление учеников с инструкцией; ознакомление учеников с инструкцией; подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работы учащимися под руководством учителя; выполнение работы учащимися под руководством учителя; составление отчета; составление отчета; обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов. обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов.

Урок-экскурсия. Основные задачи : обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. Основные задачи : обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. Общая структура Общая структура сообщение темы, цели и задач урока; сообщение темы, цели и задач урока; актуализация опорных знаний учащихся; актуализация опорных знаний учащихся; восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации; восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации; обобщение и систематизация знаний; обобщение и систематизация знаний; подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий. подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий.

Урок-консультация. На уроке проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. На уроке проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. Выделяют тематические и целевые уроки. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная. Выделяют тематические и целевые уроки. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная. Готовятся к такому уроку и учитель и ученики. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации. Готовятся к такому уроку и учитель и ученики. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации.

Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом допускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы. В ходе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качестве помощников- консультантов более подготовленных учеников.

Интегрированный урок Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование у школьников знаний об окружающем мире (его целостной картины), а также установление внутри - предметных и межпредметных связей, преодоление дисциплинарной разобщенности научного знания. Формы : семинар, конференция, путешествие и другие.

Театрализованный урок Театрализованный урок привносит в ученические будни атмосферу праздника, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует формированию у них коммуникативных умений и чувства взаимопомощи. Театрализованный урок привносит в ученические будни атмосферу праздника, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует формированию у них коммуникативных умений и чувства взаимопомощи. Урок может проходить в форме спектакля, салона, сказки, студии и др. Урок может проходить в форме спектакля, салона, сказки, студии и др. Наполнение сценария фактическим материалом требует от школьников серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно- популярной литературой по теме, что способствует развитию у них интереса к знаниям. Наполнение сценария фактическим материалом требует от школьников серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно- популярной литературой по теме, что способствует развитию у них интереса к знаниям.

Урок-дискуссия. В основе урока-дискуссии лежит обсуждение спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д. В зависимости от числа участников полемики различают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. В зависимости от числа участников полемики различают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. В центре дискуссии стоит спор ее участников. В центре дискуссии стоит спор ее участников. Дискуссия - один из основных структурных компонентов урока-диспута, конференции, суда, заседания ученого совета и др. Дискуссия - один из основных структурных компонентов урока-диспута, конференции, суда, заседания ученого совета и др.

Урок-соревнование. В основе этого урока лежит состязание команд при ответах на вопросы или решении чередующихся заданий, предложенных учителем, а форма проведения может быть самой разной: поединок, бой, эстафета, КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д. В организации и проведении урока-соревнования выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой и подведение итогов.

Урок с дидактической игрой Любая дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Любая дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Такая игра обладает устойчивой структурой, включающей следующие взаимосвязанные компоненты: Такая игра обладает устойчивой структурой, включающей следующие взаимосвязанные компоненты: 1) игровой замысел; 2) правила; З) игровые действия; 4) познавательное содержание (или дидактические задачи); 5)оборудование; 6) результат игры.

Урок деловая игра. В процессе деловой игры моделируются жизненные ситуации и отношения Их отличительными свойствами являются: Их отличительными свойствами являются: 1) моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; 2) поэтапное развитие игры; 3) наличие конфликтных ситуаций; 4) совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; 4) совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; 5) использование описания объекта игрового имитационного моделирования; 6) контроль игрового времени; 7) элементы состязательности; 8) правила, система оценок хода и результатов игры.

Урок ролевая игра. В основе ролевой игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры с распределенными ролями. Уроки ролевые игры можно разделить на: 1) имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия); 2) ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой проблемы); 2) ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой проблемы); 3) условные (посвященные разрешению учебных или производственных конфликтов и т.п.). Формы проведения ролевой игры : путешествие, дискуссия на основе распределения ролей, пресс- конференция, урок-суд и др.

В целом же использование базовой системы уроков позволяет полнее задействовать возможности урочной формы обучения, что способствует повышению эффективности организации математического образования в современной школе. Главное же направление развития теории и практики конструирования урока математики выражается в стремлении добиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.