МОУ «Сытьковская средняя общеобразовательная школа» СТРОЕНИЕ БАЗОВОЙ СИСТЕМЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
«урок» - целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки.
Любому уроку присущ ряд признаков: наличие образовательных, воспитательных развивающих целей; - отбор в соответствии с поставленными целями учебного материала и определение уровня его усвоения; достижение этих целей путем подбора подходящих средств и методов обучения; организация соответствующей деятельности учителя и учащихся.
Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики. В процессе овладения математическими знаниями, по сравнению с другими учебными предметами, уделяется большее внимание развитию логического мышления, умений рассуждать и доказывать.
При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. К тому же математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается
Типы уроков 1) по основной дидактической цели; 2) по основному способу их проведения; 3) по основным этапам учебного процесса.
урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок; урок-лекция; урок-семинар; урок-зачет; урок - практикум урок-экскурсия; урок- дискуссия; урок - консультация; интегрированный урок; театрализованный урок; урок - соревнование; урок с дидактической игрой урок - деловая игра; урок ролевая игра.
Урок ознакомления с новым материалом. Дидактическая цель: введение понятия, установление свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы: - сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности; - подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний: - ознакомление с новым материалом; - первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; - постановка задания на дом; - подведение итогов урока.
Урок закрепления изученного. Его основная дидактическая цель формирование определенных умений. Общая структура такова: - проверка домашнего задания и акцентирование внимания учащихся на материале, изученном на предыдущем уроке; - сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; - воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; - перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; - подведение итогов урока; - постановка домашнего задания.
Урок применения знаний и умений. Основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализацию способов их выполнения; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Структура урока: - проверка домашнего задания; - мотивация учебной деятельности, Структура урока: - проверка домашнего задания; - мотивация учебной деятельности, - сообщение темы, цели и задач урока; - осмысление содержания ; - самостоятельное выполнение учащимися заданий - обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; - подведение итогов и постановка домашнего задания. - сообщение темы, цели и задач урока; - осмысление содержания ; - самостоятельное выполнение учащимися заданий - обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; - подведение итогов и постановка домашнего задания.
Урок обобщения и систематизации знаний. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них к усвоению более сложной системы знаний овладению основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. от них к усвоению более сложной системы знаний овладению основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета.
Урок проверки и коррекции знаний и умений. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Структура урока: ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; подведение итогов. Структура урока: ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; подведение итогов.
Комбинированный урок. Для комбинированного урока характерны постановка и достижение нескольких дидактических целей; их возможным сочетанием определяется разновидность конкретного урока. Для комбинированного урока характерны постановка и достижение нескольких дидактических целей; их возможным сочетанием определяется разновидность конкретного урока. Традиционной является следующая структура урока: ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; проверка домашнего задания; проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу; изложение нового материала; первичное закрепление изученного; подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Традиционной является следующая структура урока: ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; проверка домашнего задания; проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу; изложение нового материала; первичное закрепление изученного; подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Наряду с традиционной в практике обучения широко используются и другие разновидности комбинированного урока. Например, комбинированный урок, целью которого являются проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру: проверка домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока; изложение нового материала; восприятие и осознание учащимися нового материала; осмысление, обобщение и систематизация знаний; постановка домашнего задания.
Урок-лекция Как правило, на таком уроке излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. Как правило, на таком уроке излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от его логики и от дидактических задач различают вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. В зависимости от его логики и от дидактических задач различают вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности, учащихся лекция может быть информационной, объяснительной лекцией-беседой и т.д. По характеру изложения и деятельности, учащихся лекция может быть информационной, объяснительной лекцией-беседой и т.д.
Лекционная форма проведения уроков целесообразна: при изучении нового материала, мало при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; связанного с ранее изученным; при рассмотрении сложного для при рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала; самостоятельного изучения материала; при подаче информации крупными при подаче информации крупными блоками; блоками; при выполнении определенного вида при выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким заданий по одной или нескольким темам, разделам; темам, разделам; при применении изученного материала в при применении изученного материала в ходе решения практических задач. ходе решения практических задач.
Урок-семинар. Для семинара характерны самостоятельное изучение школьниками программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На нем ребята учатся выступать публично, дискутировать, отстаивать свои суждения. Все это способствует развитию у них познавательных и исследовательских умений и повышению культуры общения. В практике обучения получили распространение семинары-беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар по решению задач, семинар-диспут, семинар-конференция и др.. В практике обучения получили распространение семинары-беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар по решению задач, семинар-диспут, семинар-конференция и др..
Урок-зачет Основная цель этого урока диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Основная цель этого урока диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Практикуются различные виды зачетов: Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и др. текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и др. Они предусматривают разные формы организации деятельности учителя и учащихся. Если учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его называют открытым. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Они предусматривают разные формы организации деятельности учителя и учащихся. Если учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его называют открытым. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы.
Урок-практикум Главная задача усиление практической направленности обучения. Главная задача усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, формальному усвоению. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, формальному усвоению. Основные формы проведения такого урока - практическая и лабораторная работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в применении полученных знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие обобщающие уроки-практикумы. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие обобщающие уроки-практикумы.
Общая структуру урока - практикум: Общая структуру урока - практикум: сообщение темы, цели и задач практикума; сообщение темы, цели и задач практикума; актуализация опорных знаний и умений; актуализация опорных знаний и умений; мотивация учебной деятельности учащихся; мотивация учебной деятельности учащихся; ознакомление учеников с инструкцией; ознакомление учеников с инструкцией; подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работы учащимися под руководством учителя; выполнение работы учащимися под руководством учителя; составление отчета; составление отчета; обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов. обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов.
Урок-экскурсия. Основные задачи : обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. Основные задачи : обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. Общая структура Общая структура сообщение темы, цели и задач урока; сообщение темы, цели и задач урока; актуализация опорных знаний учащихся; актуализация опорных знаний учащихся; восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации; восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации; обобщение и систематизация знаний; обобщение и систематизация знаний; подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий. подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий.
Урок-консультация. На уроке проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. На уроке проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. Выделяют тематические и целевые уроки. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная. Выделяют тематические и целевые уроки. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная. Готовятся к такому уроку и учитель и ученики. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации. Готовятся к такому уроку и учитель и ученики. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации.
Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом допускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы. В ходе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качестве помощников- консультантов более подготовленных учеников.
Интегрированный урок Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование у школьников знаний об окружающем мире (его целостной картины), а также установление внутри - предметных и межпредметных связей, преодоление дисциплинарной разобщенности научного знания. Формы : семинар, конференция, путешествие и другие.
Театрализованный урок Театрализованный урок привносит в ученические будни атмосферу праздника, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует формированию у них коммуникативных умений и чувства взаимопомощи. Театрализованный урок привносит в ученические будни атмосферу праздника, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует формированию у них коммуникативных умений и чувства взаимопомощи. Урок может проходить в форме спектакля, салона, сказки, студии и др. Урок может проходить в форме спектакля, салона, сказки, студии и др. Наполнение сценария фактическим материалом требует от школьников серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно- популярной литературой по теме, что способствует развитию у них интереса к знаниям. Наполнение сценария фактическим материалом требует от школьников серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно- популярной литературой по теме, что способствует развитию у них интереса к знаниям.
Урок-дискуссия. В основе урока-дискуссии лежит обсуждение спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д. В зависимости от числа участников полемики различают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. В зависимости от числа участников полемики различают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. В центре дискуссии стоит спор ее участников. В центре дискуссии стоит спор ее участников. Дискуссия - один из основных структурных компонентов урока-диспута, конференции, суда, заседания ученого совета и др. Дискуссия - один из основных структурных компонентов урока-диспута, конференции, суда, заседания ученого совета и др.
Урок-соревнование. В основе этого урока лежит состязание команд при ответах на вопросы или решении чередующихся заданий, предложенных учителем, а форма проведения может быть самой разной: поединок, бой, эстафета, КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д. В организации и проведении урока-соревнования выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой и подведение итогов.
Урок с дидактической игрой Любая дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Любая дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Такая игра обладает устойчивой структурой, включающей следующие взаимосвязанные компоненты: Такая игра обладает устойчивой структурой, включающей следующие взаимосвязанные компоненты: 1) игровой замысел; 2) правила; З) игровые действия; 4) познавательное содержание (или дидактические задачи); 5)оборудование; 6) результат игры.
Урок деловая игра. В процессе деловой игры моделируются жизненные ситуации и отношения Их отличительными свойствами являются: Их отличительными свойствами являются: 1) моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; 2) поэтапное развитие игры; 3) наличие конфликтных ситуаций; 4) совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; 4) совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; 5) использование описания объекта игрового имитационного моделирования; 6) контроль игрового времени; 7) элементы состязательности; 8) правила, система оценок хода и результатов игры.
Урок ролевая игра. В основе ролевой игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры с распределенными ролями. Уроки ролевые игры можно разделить на: 1) имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия); 2) ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой проблемы); 2) ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой проблемы); 3) условные (посвященные разрешению учебных или производственных конфликтов и т.п.). Формы проведения ролевой игры : путешествие, дискуссия на основе распределения ролей, пресс- конференция, урок-суд и др.
В целом же использование базовой системы уроков позволяет полнее задействовать возможности урочной формы обучения, что способствует повышению эффективности организации математического образования в современной школе. Главное же направление развития теории и практики конструирования урока математики выражается в стремлении добиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.