РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ необходимого для реализации обязательной и вариативной частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Объем Программы совместная деятельность ребенка и взрослого самостоятельная детская деятельность Объем основной общеобразовательной программы дошкольного образования Время, необходимое ребенку на освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная деятельность, осуществляемая в режимные непосредственно образовательная деятельность Взаимодей ствие с семьей
Алгоритм расчета времени Шаг 1. Определяем время, нормативное для реализации всей Программы. Этот показатель составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12- ти часовым пребыванием в зависимости от : - возраста детей, - их индивидуальных особенностей и потребностей, - также вида группы, в которой Программа реализуется ( п.2.8. раздела 2 « ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования »). Исходя из этого, составляем неравенство : 65% Х 80% где Х - время, необходимое для реализации Программы, в каждом конкретном образовательном учреждении.
Минимум времени, необходимого для реализации Программы составляет 65% от времени пребывания ребенка в детском саду 12 часов – 100% пребывания ребенка в детском саду Х 1 часов – 65% от времени пребывания ребенка в детском саду или 7 часов 48 минут Максимум времени, необходимого для реализации Программы, составляет 80% от времени пребывания ребенка в детском саду 12 часов – 100% пребывания ребенка в детском саду Х 2 часов – 80% от времени пребывания ребенка в детском саду или 9 часов 36 минут
Шаг 2. Рассчитываем время, необходимое для реализации обязательной части Программы. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы. Исходя из этого, также составляем неравенство : У 80% где У – время, необходимое для реализации обязательной части Программы, в конкретном образовательном учреждении. Если за основу расчетов мы возьмем показатель 9 часов 36 минут (9,6 часа ) – время, необходимое для реализации всей Программы – то время, необходимое для реализации обязательной части Программы составит 7,6 часа или 7 часов 42 минуты (80% от общего времени ). или 7 часов 42 минуты
наименование режимных моментов Времен - ной интервал непосредственно образовательная деятельность ( мин ) образовательная деятельность в режимные моменты ( мин ) самостоятельная детская деятельность ( мин ) Взаимоде йствие с родителя ми Примеча - ния ( мин ) Расчет времени удобнее всего производить с опорой на режим пребывания детей в образовательном учреждении, учитывающий направленность групп и возрастные характеристики детей, их посещающих
Объем обязательной части Программы При расчетах учитываем : Требования Сан ПиН к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки ( п.12.10) Требования Сан Пин к организации дополнительного образования ( п.12.13) 2 младшая группа средняя группа старшая группа подготовит. к школе группа 2 часа 45 минут 4 часа 6 часов 15 минут 8 часов 30 минут 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовит. к школе группа 1 раз в неделю – 15 минут 2 раза в неделю по 20 минут 2 раза в неделю по 25 минут 3 раза в неделю по 30 минут
Объем обязательной части Программы Следовательно количество времени непосредственно образовательной деятельности при реализации обязательной части Программы распределяется следующим образом : 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготивит. к школе группа 2 часа 30 минут 3 часа 20 минут 5 часов 25 минут 7 часов
Объем обязательной части Программы При расчетах учитываем : Требования Сап НиН ( п.12.8) Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет ( игры, подготовка к занятиям, личная гигиена ) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Требования Сан ПиН ( п.12.5) Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
Шаг 3. Рассчитываем время, необходимое для осуществления непосредственно образовательной деятельности. Для этого составляем перечень видов непосредственно образовательной деятельности на неделю и определяем общую длительность этой деятельности. Получившееся число делим на 5 ( количество рабочих дней в неделю ). 2 младшая группа средняя группа старшая группа подготовит. к школе группа 30 минут 40 минут 65 минут 84 минуты
Шаг 4. Рассчитываем время, необходимое на реализацию Программы в совместной деятельности ребенка и взрослого во время проведения режимных моментов. В каждом режимном моменте определяем примерный перечень организуемых деятельностей и мероприятий. В зависимости от возраста детей, в каждом конкретном мероприятии выделяем из длительности всего мероприятия время, в котором ребенок и взрослый будут действовать вместе, и время самостоятельной детской деятельности. Это время самостоятельной деятельности ребенка мы будем заносить в соответствующую колонку таблицы с расчетами времени – шаг 5. Шаг 6. В каждом временном промежутке режима пребывания ребенка в детском саду помимо времени, необходимого на организацию совместной со взрослым и самостоятельной детской деятельности есть время, в которое ребенок не включен в образовательную деятельность по освоению Программы – это время, отведенное на присмотр и уход. Это количество времени предлагаю отмечать в колонке « примечания ».
Шаг 7. Рассчитываем время, необходимое для реализации Программы во взаимодействии с семьями воспитанников. Сложно регламентировать долю участия родителей в реализации Программы, так как в зависимости от изучаемых тем степень включенности родителей ( членов семей ) будет разная. Поэтому, предлагаю взять за номинал показатель времени равный 10 минутам в день. Шаг 8. Рассчитываем общее время, необходимое на реализацию обязательной части Программы. Сложив показатели временных интервалов в колонках 3 и 4 таблицы мы узнаем количество времени, необходимое для реализации Программы в совместной взросло - детской деятельности, а в колонке 5 – время, необходимое ребенку на освоение Программы в самостоятельной деятельности. Сложив два этих показателя и прибавив время, отведенное на взаимодействие с семьями по реализации Программы мы получим общее время на реализацию обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( показатель – У ).
Шаг 9. Рассчитываем время, необходимое на реализацию вариативной части Программы. В таблицу вносим наименование мероприятий и деятельностей, организуемых в рамках реализации вариативной части Программы ( непосредственно образовательная деятельность – специальные темы ; совместная деятельность, проводимая в режимные моменты – кружковая и секционная работа, деятельность структурных подразделений ; самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с семьями воспитанников ). Суммируем время по колонкам 3,4,5 таблицы, плюс время на взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы – получаем показатель времени, необходимого на реализацию вариативной части Программы ( показатель – Z).
Шаг 10. Рассчитываем время, необходимое на реализацию всей основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Составляем формулу Х = У +Z где Х – общее время реализации всей Программы, У – время реализации обязательной части Программы, Z – время реализации вариативной части Программы. Шаг 11. Рассчитываем процентное соотношение обязательной и вариативной частей Программы. Рассчет будем производить по формулам : где, у – процент времени, необходимого на реализацию обязательной части Программы ( объем обязательной части Программы ). z = 100% - у, где z – процент времени, необходимого для реализации вариативной части Программы ( объем вариативной части Программы ).
Желаю успеха в реализации ФГТ ! Елена Вадимовна Кученко методист отдела сопровождения дошкольного образования ОГБОУ ДПО « Костромской областной институт развития образования »