Своеобразие сатиры А.Аверченко Своеобразие сатиры А.Аверченко Урок 2
Цели урока: Расширить и закрепить знания о сатирическом своеобразии рассказов А. Аверченко Применить метод рецензирования текста для более глубокого знакомства с творчеством автора и выявления особенностей сатиры писателя непосредственно при работе с текстом
План работы 1. Проверочная работа 2. Проверка домашнего задания. Выступление рецензентов. 3. Тематика и проблематика сборника Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». 4. Своеобразие творческой манеры писателя. Система выводов по творчеству писателя.
Тест 1 1. Аверченко родился… А) Харьков; Б) Севастополь; В) Петербург; Г) Москва. 2. Отец писателя был… А) Ремесленником; Б) Мореплавателем; В) Служащим конторы; Г) Купцом.
3. Литературная деятельность Аверченко началась… А) 1903; Б) 1904; В) 1907; Г) Аверченко был основателем журнала… А) «Москвитянин»; Б) «Вестник Европы»; В) «Сатирикон»; Г) «Пчела».
5. В эмиграции Аверченко жил… А) Прага; Б) Берлин; В) Шанхай; Г) Париж. 6. Аверченко умер… А) В 1923; Б) 1924; В) 1925; Г) 1926.
Проверочная работа Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 1. Аверченко продолжал традиции… 2. Объектом сатирического изображения в произведениях Аверченко является… 3. Средствами достижения сатирического эффекта являются… Дайте им определения.
Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 4. Соотнесите название рассказа с его идеей «Поэт» - обличается взяточничество чиновников «Русалка» - высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество «Виктор Поликапович» - оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски
Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 5. Ярким примером использования приема гротеска является рассказ…, потому что…
План рецензии 1. Слово о писателе. 2. Общее впечатление от рассказа. 3. Краткое содержание. 4. Объект высмеивания в рассказе. 5. Средства достижения сатирического эффекта. 6. Черты каких произведений можно увидеть в данном произведении? Проведите сюжетные параллели с произведениями писателей 19 века. 7. Актуально ли произведение автора на сегодняшний день?
Как класс оценивает рецензию? Достоинства и недостатки рецензии Дополнения (для тех, кто готовил этот же рассказ) В чем вы не согласны с рецензентом? Какой вопрос, однозначно решенный рецензентом вам кажется спорным? Над чем заставила меня задуматься работа? Ваша точка зрения на затронутую в рецензии проблему.
Выводы Тематика рассказов Аверченко отличается удивительным многообразием. За основу в рассказе бралась житейская ситуация, комический эффект достигался различными сатирическими средствами (гипербола, гротеск, комические диалоги, ирония). Произведения Аверченко современны, так как в них затрагиваются зачастую самые обычные бытовые житейские проблемы. Рассказы не утратили своей искрометной юмористичности.
Эмиграционный период в жизни Аверченко Революция 1917 года очень сильно повлияла на творчество многих писателей Серебряного века и перевернула судьбу многих из них. Равнодушных не было. О том, как отнесся к этому событию Аверченко мы можем узнать, обратившись к сборнику рассказов, изданному в эмиграции «Дюжина ножей в спину революции».
«Дюжина ножей в спину революции» В 1921 г. в Париже вышел сборник «Дюжина ножей в спину революции». Известно, что вождь пролетарской революции В.Ульянов, он же Ленин, отозвался об этом издании как о «высокоталантливой книжке... озлобленного до умопомрачения белогвардейца». Ильич вообще считал Аверченко врагом не слабее Колчака и Деникина, может, потому и назвал его белогвардейцем. Ведь уже в предисловии автор заявляет: «...Не будем обманывать и себя и других; революция уже кончилась, и кончилась она давно! Начало ее - светлое, очищающее пламя, средина - зловонный дым и копоть, конец - холодные обгорелые головешки. Разве мы сейчас не бродим среди давно потухших головешек - без крова и пищи, с глухой досадой и пустотой в душе...»
Сообщение «Дюжина ножей в спину революции» Вопросы к докладчику. 1. Как вы понимаете название сборника? 2. Как автор разъясняет общий смысл и идейно-художественную направленность своего сборника? 3. Согласны ли вы с авторской позицией по отношению к революции? 4. В идейно-композиционной структуре сборника особую прием контраста. Как вы считаете почему? С какой целью автор его использует?
Вывод Революция перевернула жизнь и творчество писателя. Он вынужден был покинуть пределы своей страны под страхом смерти. Поселился в Праге. Тосковал по родине, по старой России, критиковал с дальнего берега революцию. Рассказы его приобрели характер острой политической сатиры.
Система вопросов для подведения итогов урока. Какие периоды в жизни Аверченко можно выделить? Представителем какого литературного направления был писатель? Что составляет основу его рассказов? Какова их тематика? Охарактеризуйте стиль писателя. Стилю какого писателя 19 века он близок?
Итоги уроков… В жизни писателя можно выделить 2 периода до эмиграционный и эмиграционный. Аверченко был представителем реалистического направления в литературе. Произведения Аверченко отличают остроумные сюжеты. Он выставляет напоказ скудоумие обывателя, подтрунивает над человеческими слабостями, высмеивает нездоровую мечтательность, пьянство, глупость и пр.
Итоги уроков… Стиль писателя остроумный, меткий, лаконичный, его можно соотнести со стилем Чехова. Язык писателя характеризуется использованием жаргонной, ругательной лексики, просторечия, эмоционально-оценочной лексики. Синтаксис писателя характеризуется обилием восклицательных предложений, неполных предложений. Преобладает диалоговая манера повествования.
Итоги уроков… В основе рассказов лежит изображение незначительного жизненного эпизода, по воспоминаниям Тэффи, он создавал свои рассказы «из ничего».
Домашнее задание. Прочитать рассказ Короленко «Чудная». Выявите позицию автора по отношению к героине.
Финальный вопрос. Вам понравились рассказы Аверченко? Как вы считаете, нужно ли включать изучение его творчества в программу по литературе для 11 класса, ведь не так давно его творчество не изучалось в школе?