ТЕМА: «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВАРГАШИНСКОГО РАЙОНА» Попова Елена Николаевна Заместитель начальника Отдела образования Администрации Варгашинского района
Цель: создание модели всесторонней поддержки профориентационной работы на муниципальном уровне и её интеграция в образовательную среду района.
Реализация цели возможна, если: - возродить и развить профориентационную работу - Удовлетворить индивидуальные образовательные запросы обучающихся - организовать непрерывное повышение квалификации педагогов и управленческих кадров по вопросам организации и управления процессом профессионального самоопределения школьников, через систему обучающих семинаров, мастер-классов, консультирование - разработать на уровне района систему работы по профориентации, обеспечить ОУ необходимыми средствами
По итогам анкетирования предпочтение отдаётся следующим профессиям: - водитель, - слесарь – ремонтник, - парикмахер, - сварщик, - пользователь ПК - кулинар
В районе было создано Координационны й Совет УТО Центр занятости Отдел образования ПУ - 12 Промышленн ые предприятия поселка Детские сады Образовательные учреждения З-д «Противоп ожарного оборудован ия»
Цель: создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах, обеспечения преемственности в обучении и рационального использования интеллектуальных, материальных, информационных и иных ресурсов ОУ и организации, входящих в УТО.
Организация информационного обеспечения профориентационной работы: Этап 1 – организационный - создан координационный совет по профессиональному самоопределению обучающихся - определен ответственный за организацию профориентационной работы - разработаны, частично заключены договора о сотрудничестве с предприятиями. - определен перечень промышленных предприятий и составлен информационный справочник промышленных предприятий района - организованы встречи с представителями предприятий и учителями технологии, учащимися школ района - проведена диагностика профессиональных интересов и потребностей обучающихся - в рамках РМО учителей технологии рассмотрены вопросы теории и практики профессиональной работы
Этап 2 – практический - в прошлом году был определен перечень возможных экскурсий на предприятия района, составлен график. - для учащихся 8-9 классов реализуются курсы по выбору профессиональной направленности - во всем ОУ реализуется курс «Твоя профессиональная карьера», планируется в учебном году введение курса «Найти свой путь» - организация социальных и социально – профессиональных практик в 5 ОУ района - организация профильных смен (на базе ВСОШ1 и ДДТ) - осуществляется проектирование профессиональной работы на предметном уровне - осуществление профессиональной подготовки (на базе ПУ – 12 по специальности слесарь – наладчик механосборочных работ. - в 5 ОУ - трактористы – машинисты категории БС на базе ОУ, - оператор ЭВМ в 2 ОУ (ВСОШ 1 и Мостовская СОШ) на базе КТК - создается профильная группа аграрно-технологического профиля на базе Пичугинская СОШ
Информационное обеспечение профориентационной работы предполагает: -Формирование сетевого банка информации - Систематическую просветительскую деятельность среди учащихся и родителей - Создание на базе МОУ «ВООШ» центра профориентации - Формирование общественного мнения о важности координации усилий всех социальных институтов по формированию будущего кадрового потенциала района - Организацию на базе МОУ «ВООШ» допрофессиональной подготовки по специальностям столяр, слесарь, швея - Организацию профессиональных проб - В рамках индивидуальной образовательной траектории определить роль образовательных учреждений, родителей, социума, общественных институтов, предприятий и обучающихся
2. Методическое сопровождение профориентационной работы Методической службой подготовлен информационный справочник промышленных предприятий района, сборник классных часов профориентационной направленности, отработана диагностика и мониторинг профориентационной деятельности, творческой группой учителей технологии разработано 8 профессиональных проб, для организации работы в ОУ и промышленных предприятиях поселка
3. Управление профориентационной работой. - разработка межведомственной программы профориентационной работы - Разработка критериев оценки деятельности учителей, классных руководителей, педагогического коллектива по организации профориентационной работы - стимулирование деятельности педагогов по направлению профориентационной работы - разработка программы мониторинга оценки качества профессиональной работы в ОУ. - создание плана взаимодействия между ОУ, предприятиями и организациями, заинтересованными в эффективной профориентационной работе с учащимися -координация участия заинтересованных сторон в решении вопросов профориентации школьников - целенаправленное взаимодействие с различными предпринимателями и учреждениями района – ресурсами мест социальной практики старшеклассников, со службами психолого – педагогической поддержки - создание на муниципальном уровне центра профориентации - Возрождение традиций по оформлению и работе профориентационных кабинетов, уголков и т.д. - создание РМО учителей, работающих по проблемам
- аккумулирование на базе ИМС: 1. учебно-методических средств профориентационной работы, 2. ПО по созданию условий личностного и профессионального самоопределения учащихся старшей школы 3. методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей человека
4. Кадровое обеспечение необходимо решить следующие задачи: - организовать работу с педагогическими кадрами для реализации задач профессионального самоопределения обучающихся - пройти курса повышения квалификации по курсу «Найти свой путь», ввести курс в образовательный процесс в учебный год - составить план прохождения курсов подготовки педагогами по вопросам профильного и профессионального самоопределения - изучить и внедрить в образовательный процесс педагогические технологии профориентационной работы
- становление на муниципальном уровне целенаправленной системы профориентационной работы. - осознание выбора профиля обучающимися и их родителями с учетом возможностей обучающихся и потребностями рынка труда - активизация познавательной активности старшеклассников к миру своего «Я» в контексте мира труда и профессий, направленности на профильное и профессиональное самоопределение - создание условий для получения профессии и профессиональной подготовки на базе образовательных учреждений района, - удовлетворенность предприятий кадрами Ожидаемые результаты