ОВОС и СЭО в странах Центрально-Азии Законодательство и практика 1 Печенюк Олег wecoop-project.org
Соглашения ЕЭК ООН Договора Каз КырТадж ТуркУз Конвенция Эспо рот прис-- Орхусская конвенция рот - Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния рот - Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер рот-- Конвенция по промышленным авариям рот---- Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря рот
Двусторонние соглашения о сотрудничестве в области ООС между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Кыргызской Республики сотрудничество в области проведения совместных экологических экспертиз для объектов имеющих потенциальное трансграничное воздействие;
Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ На Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ в г. Санкт-Петербурге Постановлением 36-7 был принят «модельный закон о стротегической экологической оценке». Статья 11 предписывает привести национальные законодательства в соответствие с настоящим Законом: «Законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов права государства разрабатываются и (или) приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу».
Базовые НПА для ОВОС и СЭО НПА Каз КырТадж ТуркУз Конституция Экологический кодекс + Закон «Об охране окружающей среды» + Закон «Об охране природы» +++ Закон «Об экологической экспертизе» ++++ Закон «Об государственной экологической экспертизе» + Закон «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» +
Подзаконные акты Кыргызстан Стандарты по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики от 18 января 2008 года 75-IVСтандарты по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики от 18 января 2008 года 75-IV Инструкция о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов Кыргызской Республики от 8 декабря 2010 года 319. Инструкция о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов Кыргызской Республики от 8 декабря 2010 года 319. Казахстан Инструкция по проведению ОВОС при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации Инструкция к квалификационным требованиям к лицензируемому виду деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы. Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории« Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий« Правила проведения государственной экологической экспертизы
Подзаконные акты Таджикистан Порядок ОВОС Порядок проведения государственной экологической экспертизы Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разделов ОВОС, ООС и проектно- технических документаций Узбекистан Положения о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан
Кыргызская Республика
Нормативные правовые акты Закона КР «Об экологической экспертизе», ст. 10 Наличие ОВОС в составе всех видов и стадий разработки проектной документации является обязательным и служит основой для принятия решения специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОВОС Все законы КР, регламентирующие охрану и использование природных ресурсов («Об особо охраняемых территориях», «О воде», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», «Об охране и использовании растительного мира», «О горных территориях», «О хвостохранилищах и горных отвалах», «О недрах», др.), защиту населения от всех видов возможного воздействия («Об общественном здравоохранении», «О радиационной безопасности населения» и т.д.). Кодексы – Земельный, Лесной, Водный. Государственные стандарты, Технические условия, СНи Пы, методические указания и т.д.
Республика Казахстан
Проведение ОВОС РК регламентируется следующими нормативными документами: Глава 6 Экологического кодекса РК Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации Утверждена приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года 204-п Инструкция к квалификационным требованиям к лицензируемому виду деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы. Утверждена Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 21 октября 2003 года 239-П
Проведение ОВОС РК регламентируется следующими нормативными документами: «Об утверждении критериев распределения объектов I категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, и для выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду между уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями» ПП РК от 31 марта 2009 года 449 (В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от г. 125) «Правила доступа к экологической информации, относящейся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду и процессу принятия решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности» Утверждены приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 25 июля 2007 г. 238-п «Правила проведения государственной экологической экспертизы» Утверждены приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года 207-п
Проведение ОВОС РК регламентируется следующими нормативными документами: «Правилами согласования планов и программ развития территорий, стротегических планов местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы до их утверждения с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды» (Утверждены приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 27 марта 2012 года 78-п) Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории" изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от г Стандарт государственной услуги "Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий" изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от г. 1755)
ОВОС ОВОС производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов. (Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации) Статья 37 определяет 3 стадии ОВОС: 1)предварительная оценка воздействия на окружающую среду (стадия 1); 2) оценка воздействия, выполняемая в целях полного и комплексного анализа возможных эффектов реализации проекта или дальнейшего осуществления хозяйственной и иной деятельности, обоснования альтернативных вариантов и разработки плана (программы) управления охраной окружающей среды (стадия 2); 3) раздел "Охрана окружающей среды" в составе рабочего проекта, содержащий технические решения по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду (стадия 3)
К I категории относятся виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также разведка и добыча полезных ископаемых, кроме общераспространенных. Ко II категории относятся виды деятельности, относящиеся к 3 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также добыча общераспространенных полезных ископаемых, все виды лесопользования и специального водопользования. К III категории относятся виды деятельности, относящиеся к 4 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов. К IV категории относятся виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также все виды использования объектов животного мира, за исключением любительского (спортивного) рыболовства и охоты. К разработке ОВОС для объектов 1 категории допускаются лица получившие лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Последние изменения 1. Исключены требование о прохождении ОВОС для существующих объектов. (ст. 36, 44) 2. Изменены стадии ОВОС(убраны стадии: оценка территории, послепроектный анализ) (ст. 37) 3. Получение лицензии для разработчиков ОВОС необходима только для объектов 1 категории опасности. (ст.38) 4. Прописана ответственность разработчика и заказчика за достоверную и полную информацию (ст.38) 5. Из объектов оценки воздействия убрали парниковые газы (ст.39) 6. Появляется понятие не классифицируемые объекты - виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов (ст. 40) 7. Из документации по ОВОС исключили декларацию о намерениях (ст. 41)
Государственная экологическая экспертиза Требования, порядок, перечень необходимых документов, описание последовательности и взаимодействие администротивных действий (процедур), а также контактные данные органа, который выдает заключения государственной экологической экспертизы отраженны в регламентах государственной услуги «Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории», «Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категории» Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов 1 категории – Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан и его территориальными подразделениями. (Регламент государственной услуги «Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории») Для объектов II, III и IV категорий» предоставляется управлениями природных ресурсов и регулирования природопользования акиматов областей, городов Астаны и Алматы(Регламент государственной услуги «Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категории»)
Элементы СЭО в Экологический кодексе РК: Ст.36 пункт 2 «Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации». Ст. 47 пункт 1 к объектам государственной экологической экспертизы относятся: Проекты государственных, отраслевых и региональных программ с сопровождающими их материалами ОВОС; Проекты НПА Республики Казахстан, нормативно- технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду; Проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;
Элементы СЭО в Экологический кодексе: Ст. 47 пункт 3 Проекты государственных, отраслевых программ, НПА РК, нормативно- технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ОС, разрабатываемые центральными государственными органами, относятся к I категории. Проекты региональных программ, НПА РК, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, разрабатываемых органами местного государственного управления, относятся ко II категории.
«Правилами согласования планов и программ развития территорий, стротегических планов местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы до их утверждения с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды» (Утверждены приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 27 марта 2012 года 78-п) В соответствии с «Правилами» стротегические и программные документы МИО требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду и экологические разделы подлежат согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды В экологических разделах стротегических и программных документов МИО излагается анализ текущей ситуации с учетом имеющихся экологических проблем в регионе во взаимоувязке с общими параметрами планируемой деятельности по улучшению экологического состояния территорий, обоснованием необходимости концентрации усилий на выбранные приоритетные направления, прогнозом и оценкой изменения состояния окружающей среды и социально экономических условий в результате реализации планируемой деятельности
Республика Таджикистан
ОВОС Перечень объектов и видов деятельности, для которых обязательна разработка материалов по оценке воздействия на окружающую среду, указан в приложении 1 к Порядку оценки воздействия на окружающую среду утвержденный правительством Республики Таджикистан. Данный перечень соответствует переченью объектов данных в конвенции Эспо.
«Планирование новых объектов и видов деятельности, которые могут оказать влияние на ОС, осуществляется на основе документации по ОВОС, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе». (Часть 1 статьи 26 Закона РТ «Об экологической экспертизе») Следует отметить, что в Общей схеме процесса ОВОС, указанной в Порядке ОВОС (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от ), ГЭЭ включена в общую схему и указана как один из этапов процесса ОВОС Одним из важных моментов можно отметить наличие положений, указывающих на необходимость разработки ТЗ и согласования его со специально уполномоченными государственными органами, а также предусматривающих предоставление возможности общественности ознакомиться с проектом ТЗ и подать свои предложения и замечания. Отличительным моментом является прописанная в «Порядке оценки воздействия на окружающую среду» методика эколого- экономической оценки планируемой деятельности при проведении ОВОС Особенности проведения ОВОС
Трансграничное ОВОС Ст. 7 Закон РТ «Об экологической экспертизе» к объектам ГЭЭ относятся технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на ОС сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которые затрагивают интересы сопредельных государств, определенные международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан
Трансграничное ОВОС В Разделе III Порядка также указывается, что материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательный контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет.
СЭО В Порядке ОВОС указано, что если экологической оценке подвергаются концепции, перспективные (генеральные) планы и программы социально-экономического развития страны, то ОВОС осуществляется как стротегическая экологическая оценка. На всех стадиях подготовки обосновывающей документации и при проведении ОВОС в обязательном порядке осуществляется комплексный анализ социальной, экологической и экономической эффективности планируемой деятельности.
Республика Туркменистан
Закон «Об охране природы» указывает на один вид экологической экспертизы – государственной, так же в национальном законодательстве нет по информированию общественности об объектах ГЭЭ. В ст. 16 Закона «Об охраны природы» есть обязательства проведения ОВОС
Трансграничное воздействие Одним из терминов в Государственном стандарте Туркменистана TDS "Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в Туркменистане" принят термин: "трансграничное воздействие" – любое воздействие, не только глобального характера, в районе, находящемся под юрисдикцией той или иной Стороны, вызываемое планируемой деятельностью, физический источник которой расположен полностью или частично в пределах района, подпадающего под юрисдикцию другой Стороны
Республика Узбекистан
Закон «Об экологической экспертизы» Особенностью экологической экспертизы в Узбекистане является то, что под объектами проведения экологической экспертизы помимо намечаемой деятельности попадает и осуществляемая деятельность. Целью проведения ЭЭ осуществляемой хозяйственной и иной деятельности определение уровня экологической опасности, которая оказывает отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан и др. Если в Законе «Об охране природы» дается 2 вида ЭЭ – государственная и общественная, то в Законе «Об экологической экспертизы» добавляется еще экологический аудит, как «независимая экологическая экспертиза действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды» (статье 24).
Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы не только проводит ГЭЭ, но и осуществляет контроль за исполнением заключений государственной экологической экспертизы, а так же направляет в банковские и иные кредитные организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы. (ст. 12, 13)
Положением о государственной экологической экспертизе определен закрытый перечень видов деятельности, по которым осуществляется государственная экологическая экспертиза, в зависимости от категории объекта определен уровень государственного управления на которых проводится государственная экологическая экспертиза, перечень документов, сроки проведения и сумма оплаты за проведения экологической экспертизы. Согласно «Положению» Главгосэкоэкспертза осуществляет государственную экологическую экспертизу объектов, по видам деятельности относящимся к I и II категориям. Государственная экологическая экспертиза Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента осуществляют государственную экологическую экспертизу объектов, относящимся по виду деятельности к III и IV категориям.
Общие проблемы Проблемы понятийного аппарота, позволяющие толковать понятия, ситуации, проблемы, образы, события на усмотрение заказчика либо гос. органа : «экосистема», «рациональное природопользование», «наилучшие доступные технологии» Отсутствие норм, чётко регулирующих сам порядок (процедуру) проведения ОВОС, его отдельных этапов и, в первую очередь, соответствующих сроков выполнения тех или иных действий, не даёт возможности в полной мере оценить эффективность реализации На практике всё ещё остаётся подход, который направлен больше на обеспечение конечного результата – подготовку материалов ОВОС, чем на соблюдение процедуры подготовки этих материалов.
Общие проблемы Отсутствуют в законодательствах стран ясные и применимые на практике рекомендации или руководящие указания по проведению трансграничного ОВОС и СЭО. Нет различия между инициативами стротегического и проектного уровня (установлена единая процедура экологической оценки). В национальных законодательствах стротегические документы декларотивно относят к объектам экологической экспертизы. Финансовое бремя
Рекомендации
1. Укрепление институциональной основы на региональном уровне Для эффективного применения процедуры оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в Центральноазиатском регионе необходимо установить согласованную процедуру взаимодействия стран региона на правительственном уровне. Особая роль в данном случае может быть предоставлена Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Центральной Азии (МКУР ЦА) для согласования единых механизмов проведения оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте с учетом региональных особенностей и требований национальных законодательств в этой области. Конвенция Эспо предоставляет основу такой процедуры, однако практические детали по ее применению остаются за Сторонами Конвенции. 2. Укрепление институциональной основы на национальном уровне. Так как процесс обмена информацией играют ключевую роль в выполнение конвенции, институциональная реформа должна быть направлена на достижение лучшей координации между различными органами.
3. Выработку национальных (региональных) стротегии и планов действий по выполнению Стротегическое планирование необходимо для определения целей сближения национальных законодательств, приоритетов, препятствий и выбора вариантов 4. Введение механизмов реализации законов 5. Развитие потенциала и повышение осведомленности на национальном уровне Для выполнения конвенции потребуется развить потенциал соответствующих государственных чиновников, законодателей, судебных властей, местных управлений и гражданского общества, бизнес-сообществ. Здесь может быть необходимым проведение учебных семинаров и подготовка руководств. Кампании по повышению осведомленности и роль СМИ также важны здесь. 6. Обеспечить контроль за исполнением норм законодательства, повышение администротивной, уголовной и гражданской правовой ответственности за реализацию принимаемых решений.
Рекомендации проекта «ОВОС в трансграничном контектсте. Эксперементальный проект в ЦА» При подготовке ответа на Уведомление целесообразно взаимодействовать с населением и другими заинтересованными сторонами. Местные органы власти, общественность лучше других осведомлены о местных особенностях. Это позволит как получить дополнительную информацию, так и учесть мнение заинтересованных сторон, а также избежать конфликтов в будущем Каждый этап проведения трансграничной ОВОС должен быть тщательно подготовлен и продуман вплоть до его выполнения (заблаговременное распределение обязанностей, выработка единого подхода). Важно также инициировать неофициальные переговоры в течение всей процедуры. Такие переговоры желательно провести между: компетентными органами, инициатором деятельности, представителями НПО и др. организацией и проведением общественных слушаний и прочих связанных с участием общественности мероприятий в затрагиваемой Стороне
Рекомендации проекта «ОВОС в трансграничном контектсте. Эксперементальный проект в ЦА» Сторонам следует улучшать существующую между ними связь, уделить особое внимание вопросам проведения консультаций относительно содержания документации об ОВОС, финансовым вопросам, связанным с рассмотрением и подготовкой комментариев по документации ОВОС, По определенным вопросам при необходимости следует заключать отдельные соглашения Стороны должны привлекать министерства иностранных дел, так как это переговоры между двумя государствами
Рекомендации по СЭО Необходимо разработать национальные механизмы проведения экологической оценки стротегических документов Определить границы раздела ответственности и компетенций различных участников процесса СЭО Оценка услуг экосистем. Встраивание стоимости услуг экосистем в себестоимость товаров и услуг Контроль за исполнением, повышение администротивной, уголовной и гражданской правовой ответственности за реализацию принимаемых решений Внедрение реальных механизмов межведомственного и межсекторального взаимодействия Повышение потенциала основных групп интересов. Оптимизировать систему профессиональной подготовки специалистов в разных областях природоохранной и управленческой деятельности.
Спасибо за внимание!