Предложения Высшей школы экономики по реализации проекта «Мониторинг траекторий и характеристик студентов в вузах АВВЭМ» Игорь Сергеевич Чириков Директор Центра внутреннего мониторинга, помощник ректора Высшая школа экономики, Москва,
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Зачем нужно межвузовское исследование студентов? Чтобы принимать информированные решения в следующих сферах управления вузом и образовательными программами 1 1 Выстраивание стратегий привлечения абитуриентов бакалавриата и магистратуры 2 2 Реализация программ адаптации первокурсников к университетской среде Поиск институциональных решений для работы с неоднородным студенческим контингентом Улучшение работы сервисов для студентов (общежития, медицинская помощь, внеучебная активность) Стимулирование научной и инновационной активности студентов Создание программ развития карьеры, поиск интерфейсов для сочетания профессиональной деятельности и учебного процесса
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Зачем нужно межвузовское исследование студентов? Чтобы понимать различия между образовательными программами разных вузов с точки зрения студентов Определение особенностей реализации аналогичных образовательных программ в разных вузах Распределение времени между различными видами учебной и внеучебной нагрузки Оценка приобретаемых компетенций студентами разных вузов Чтобы предоставлять данные для международных рейтинговых агентств (например, для проекта QS-Stars) Оценка карьерных притязаний выпускников аналогичных образовательных программ в разных вузах
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Примеры аналогичных проектов в зарубежных странах фото National Survey of Student Engagement National Student Survey Australasian Survey of Student Engagement Student Experience in the Research University SERU - International Consortium
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Опыт НИУ ВШЭ: получение обратной связи и исследования студентов фото На уровне университета: 1 1 Мониторинг студенческой жизни (с 2001 года) 2 2 Специальные разовые опросы студентов Рейтингование преподавателей студентами, выборы лучших преподавателей, «Красная кнопка» 3 3
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Опыт НИУ ВШЭ: получение обратной связи и исследования студентов фото На межвузовском уровне: 1 1 Изучение дифференциации студенческих траекторий: Мониторинг неоднородности студенческого контингента по результатам ЕГЭ Взаимосвязь результатов ЕГЭ и успеваемости студентов в вузе Студенческая вовлеченность в учебный процесс Отсев студентов из российских вузов 2 2 Участие в международном консорциуме «Студенческий опыт в исследовательских университетах» 3 3 Координация сбора данных для проекта AHELO
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Цель и задачи проекта фото Цель проекта Задачи проекта Совершенствование образовательных программ в области экономики и менеджмента в вузах АВВЭМ на основе сопоставительных данных о характеристиках и траекториях студентов Разработка методологии мониторинга студенческих характеристик и траекторий в вузах АВВЭМ Организация и проведение регулярных социологических опросов студентов в вузах АВВЭМ по сопоставимой методологии (с привлечением необходимых статистических данных) Организация обмена данными между вузами на взаимной основе Формирование рекомендаций по совершенствованию образовательных программ в вузах АВВЭМ на основе данных мониторинга
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Общий дизайн проекта фото Подготовительный этап Формирование рабочей группы проекта Обсуждение предложений по содержательным направлениям работы Разработка программы исследования и дизайна сбора данных Разработка инструментария Сбор данных Пилотаж инструментария Подготовка к сбору данных: оповещение студентов, программирование анкет и т.п. Организация сбора данных: анкетирование студентов Анализ и обсуждение результатов Анализ собранных данных командами внутри каждого вуза Формирование сравнительной базы данных Сравнительный анализ данных по вузам Представление результатов и подготовка рекомендаций
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Тематические направления фото Предложения по тематическим направлениям анкеты Выбор вуза и адаптация к обучению в университете Удовлетворенность обучением Работа студентов и выход на рынок труда Международная активность студентов Научная и инновационная активность Оценка приобретаемых компетенций Нечестное поведение, практики плагиата и списывания в студенческой среде Успеваемость и трудности студентов в обучении Связь уровня школьной подготовки и успеваемостью в вузе
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Источники данных фото Данные проекта Ежегодный опрос студентов Анкета Статистическая информация Баллы ЕГЭ, успеваемость Собранные данные являются полностью конфиденциальными и не могут быть обнародованы без согласия вуза-участника. Обмен данными осуществляется на взаимной основе.
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Структура анкеты фото 1 Блок Базовый блок с общими вопросами для всех вузов- участников 2 Блок Дополнительные тематические блоки, которые вузы- участники могут включать в анкету в зависимости от степени интереса к ним 3 Блок Блок вопросов, содержащий специальные вопросы, релевантные только для данного вуза
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Что получает вуз от участия в проекте? фото Данные о студенческих траекториях, характеристиках и мнениях, которые можно использовать: для принятия решений о совершенствовании образовательных программ; для оценки результативности новых образовательных практик; для оценки эффективности различных методик преподавания; для понимания зон отставания и опережения по сравнению с аналогичными образовательными программами в других вузах; для предоставления российским и международным рейтинговым агентствам; для создания рекламных материалов и привлечения абитуриентов. Возможность участия в экспертной площадке, где вопросы совершенствования образовательного процесса обсуждаются на основе эмпирических данных Возможность проведения научных исследований с использованием собранных данных и публикации результатов в ведущих журналах по образованию и управлению университетами
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Обязательства участников фото 1 1 Делегировать координатора проекта от вуза. Организовать процесс сбора и анализа данных в соответствии с методологией проекта Участвовать в заседаниях рабочей группы по реализации проекта Согласовать протокол обмена данными. Обмен данными осуществляется на взаимной основе: вуз получает доступ только к тем данным, которые он сам готов раскрыть для других
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Календарный план проекта на гг. фото Мероприятия проектаСроки 1. Формирование рабочей группы проекта «Мониторинг траекторий и характеристик студентов в вузах АВВЭМ» до 30 марта Сбор и обсуждение предложений от вузов-участников относительно тематических направлений проекта до 30 апреля Разработка программы исследования и дизайна сбора данныхдо 20 июня Разработка и утверждение инструментария, проведение пилотажадо 30 сентября 5. Подготовка к сбору данных: программирование анкет, оповещение студентов и т.п. 1 октября – 31 октября 6. Сбор данных проекта1 ноября – 30 ноября 7. Анализ данных по каждому вузудекабрь 2013 – январь Анализ сопоставительных данных и обсуждение результатовфевраль-март 2014
101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)