Нормативное правовое регулирование формирования региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Самарской области
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ (основной объем правового регулирования) МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ (минимальный объем правового регулирования) Нормативное правовое регулирование создания РСКР осуществляется нормами трех уровней
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ (основные) ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РФ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ «Об утверждении методики расчета минимального размера взноса собственника на капитальный ремонт» (от ) «Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности» (от ) «Об утверждении методики расчета минимального размера взноса собственника на капитальный ремонт» (от ) «Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности» (от ) ПРИКАЗЫ МИНРЕГИОНА РОССИИ Статьи: 2, 4, 12, 13, 19, 20, 36.1, 44, 45, , 158, 159 Специальный раздел 9 Статьи: 2, 4, 12, 13, 19, 20, 36.1, 44, 45, , 158, 159 Специальный раздел 9 «О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД» (в работе) «Об осуществлении мониторинга использования жилфонда» (в работе) «Об изменении порядка предоставления субсидий на оплату ЖКУ в части учета платежей собственников на капитальный ремонт при расчете и принятии решения о субсидии» (в работе) «О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД» (в работе) «Об осуществлении мониторинга использования жилфонда» (в работе) «Об изменении порядка предоставления субсидий на оплату ЖКУ в части учета платежей собственников на капитальный ремонт при расчете и принятии решения о субсидии» (в работе)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ (основные) Закон Субъектов РФ о региональной системе капитального ремонта (структуру и содержание законов регионы определяют самостоятельно) Правовые акты, которые должны быть приняты во исполнение ст. 167 ЖК РФ (в случае, если соответствующие нормы не нашли отражения в региональном законе), в т.ч.: - акт об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт - об утверждении региональной программы капитальный ремонта и краткосрочного плана ее реализации Правовые акты, необходимость принятия которых предусмотрена самими регионами (принимаются, как правило, во исполнение принятых региональных законов о региональной системе капитального ремонта)
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ (основные) «О порядке и условиях предоставления муниципальной поддержки для финансирования мероприятий по капитальному ремонту» (ч.1 ст. 191 ЖК РФ) «О порядке и условиях предоставления муниципальной поддержки для финансирования мероприятий по капитальному ремонту» (ч.1 ст. 191 ЖК РФ) «Об утверждении краткосрочных муниципальных планов реализации региональной программы капитального ремонта» (ч.3 ст. 168 ЖК РФ) «Об утверждении краткосрочных муниципальных планов реализации региональной программы капитального ремонта» (ч.3 ст. 168 ЖК РФ) «О порядке принятия органами местного самоуправления решений, предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации» (ст.170, 189 и другие) «О порядке принятия органами местного самоуправления решений, предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации» (ст.170, 189 и другие)
Самарская система правового регулирования региональной системы капитального ремонта представлена в настоящее время следующими актами Закон Самарской области от ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», который максимально регламентирует все вопросы функционирования РСКР на территории области; Постановление Правительства Самарской области от «О создании некоммерческой организации – фонда «Фонд капитального ремонта», выполняющей функции регионального оператора; Постановление Правительства Самарской области от о порядке финансирования деятельности регионального оператора; Приказ Министерства энергетики и ЖКХ СО от «Об утверждении устава некоммерческой организации – фонда «Фонд капитального ремонта». Всего до конца 2013 года планируется принять порядка 20 НПА Самарской области, а также порядка 5 актов регионального оператора
Структура закона Самарской области от ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» Глава 1 Глава 5 Глава 2 Глава 3 Глава 4 «Общие положения» «Формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома» «Региональная программа капитального ремонта» «Проведение капитального ремонта общего имущества» «Статус, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора»
Закон Самарской области от ГД Глава 1 «Общие положения»Особенности Определены полномочия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления в решении вопросов организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Прямо предусмотрели полномочия Министерства энергетики и ЖКХ по разъяснению закона и других актов по вопросам работы РСКР, а также отдельно отметили полномочия по методическому обеспечению реализации данных актов. Определены основные термины и определения, используемые в законе и в целях регламентации работы РСКР Самарской области. Дано определения понятия МКД, чего нет на федеральном уровне.
Закон Самарской области от ГД Определен порядок утверждения минимально размера взноса на капитальный ремонт (утверждает Правительство Самарской области ежегодно до 1 июня) Установлен сокращенный (по сравнению с ЖК РФ) срок возникновения обязанности собственников по оплате взносов на капитальный ремонт – 3 месяца Обозначены способы формирования фонда капитального ремонта и порядок реализации соответствующих решений, а также изменения способа их формирования (2 способа в соответствие с ЖК РФ) Установлены особенности уплаты взносов на капитальный ремонт (для спец. счетов – срок уплаты не позднее 20 числа; для регионального оператора – в сроки, установленные для внесения платы за ЖКУ), в том числе возможность привлечения для организации этой работы третьих лиц Определен порядок и условия осуществления контроля формирования фонда капитального ремонта (виды документов, предоставляемых владельцами спец. счетов и региональным оператором, сроки порядок их представления) Обозначен правовой режим специального счета (в соответствие с ЖК РФ) Глава 2. «Формирование фонда капитального ремонта МКД»
Закон Самарской области от ГД Глава 3. «Региональная программа капитального ремонта» Срок формирования РПКР – 30 лет с ежегодной актуализацией; Состав РПКР: МКД, сроки, виды услуг (работ), конкретизированный порядок разработки краткосрочных регионального и муниципальных планов реализации РПКР; РПКР формируется на основании проектов муниципальных программ, которые представляются в Министерство энергетики и ЖКХ не позднее 30 марта; Министерство энергетики и ЖКХ формирует проект РПКР и не позднее 20 апреля представляет ее на утверждение в Правительство Самарской области; РПКР должна быть утверждена, в т.ч. актуализирована и опубликована не позднее 30 апреля; Помимо общих критериев очередности включения МКД в РПКР предусмотрены дополнительные критерии: износ МКД, срок эксплуатации МКД (по году постройки), дата проведения последнего ремонта, предаварийное состояние; Определен порядок проведения мониторинга тех. состояния МКД.
Закон Самарской области от ГД Определены условия и порядок принятия собственниками помещений решений, необходимых для проведения капитального ремонта Перечень услуг (работ) дополнен разработкой проектной документации, проведением государственной экспертизы и историко-культурной экспертизы, строительным контролем (в случаях, предусмотренных законодательством) Предусмотрено установление Правительством Самарской области ежегодно предельной стоимости услуг (работ) по капитальному ремонту, которые могут оплачиваться за счет средств собственников, формирующих ФКР у регионального оператора Определен порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для проведения капитального ремонта (публичные торги в двух формах: конкурсы, аукционы) Установлены общие условия осуществления приемки услуг (работ), в том числе предусмотрено принятия Министерством энергетики и ЖКХ порядка рассмотрения разногласий, возникающих между всеми участниками такой приемки Глава 4. «Проведение капитального ремонта общего имущества»
Закон Самарской области от ГД Глава 5. «Статус, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора» Глава 5. «Статус, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора» Обозначены порядок создания и особенности создания регионального оператора, в т. ч. требования его финансовой устойчивости, предусмотренные методическими рекомендациями Установлены функции регионального оператора, в т.ч дополнительные по сравнению с ЖК РФ: реализация программ (планов) в сфере модернизации ЖКХ предоставление гарантий по кредитам, предоставляемым кредитным организациям для финансирования проектов по капитальному ремонту субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным в целях проведения капитального ремонта Определена структура органов управления регионального оператора Попечительский совет (возглавляет Губернатор, в состав включены представители Правительства Самарской области, Самарской Губернской Думы и Общественной палаты) Правление Генеральный директор Обязанности регионального оператора по организации и проведению капитального ремонта (в дополнение к нормам, уже предусмотренным в главе 4 закона) Порядок и условия зачета, возврата средств ФКР в случаях, предусмотренных ЖК РФ
Предложения Самарской области для корректировки федерального законодательства, регламентирующего вопросы функционирования РСКР 1. В ЦЕЛЯХ УСТРАНЕНИЯ ДВУСМЫСЛЕННОГО ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ЖК РФ В ЧАСТИ ТОГО, ЧТО ИМЕННО МОЖНО ФИНАНСИРОВАТЬ ЗА СЧЕТ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ВЗНОСА СОБСТВЕННИКА ДОПОЛНИТЬ СТ. 166 ЖК РФ ТАКИМИ ВИДАМИ УСЛУГ (РАБОТ) КАК: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЕ ГОСЭКСПЕРТИЗЫ, В Т.Ч.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ; 2. В ЦЕЛЯХ УСКОРЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В МКД ВКЛЮЧИТЬ В ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ (РАБОТ), ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 166 ЖК РФ, УСЛУГИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МКД; 3. ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ БОЛЕЕ СВОБОДНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НА СВОЕМ УРОВНЕ ВОПРОСОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСКР (СЕЙЧАС ЛЮБУЮ НОВУЮ НОРМУ, КОТОРОЙ ПРЯМО НЕТ В ЖК РФ, ПРИХОДИТСЯ «ПРОБИВАТЬ»); 4. В ПОДПУНКТЕ 3 Ч.2 СТ. 168 ЖК РФ СЛОВА «ПЛАНОВЫЙ ГОД» ЗАМЕНИТЬ НА СЛОВА «ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД», ПОСКОЛЬКУ НА ПРАКТИКЕ ДОВОЛЬНО СЛОЖНО В ТАКОЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ СПЛАНИРОВАТЬ ГОД ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА; 5. СДЕЛАТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ПРИНЯТИЕ КРАТКОСРОЧНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЛАНОВ РЕАЛИЗАЦИИ РПКР, ОТДАВ РЕШЕНИЕ ДАННОГО ВОПРОСА НА УСМОТРЕНИЕ СУБЪЕКТА РФ;
Предложения Самарской области для корректировки федерального законодательства, регламентирующего вопросы функционирования РСКР (продолжение) 6. УТОЧНИТЬ СМЫСЛ ПОСЛЕДНЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В Ч.1 СТ. 181 ЖК РФ (В ЧАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОПЕРАТОРОМ ДОГОВОРА О ФОРМИРОВАНИИ ФКР И ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА), И СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТАКИХ ДОГОВОРОВ, ПРЕДУСМОТРЕВ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПУТЕМ КОНКЛЮДЕНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ПО АНАЛОГИИ С ОКАЗАНИЕМ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ); 7. ДЛЯ ЗАЩИТЫ СРЕДСТВ СОБСТВЕННИКОВ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТ ФКР У РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛО, АНАЛОГИЧНОЕ ДЛЯ СПЕЦСЧЕТОВ (ЗАПРЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ЭТИ СРЕДСТВА). ЭТО УСИЛИТ ДОВЕРИЕ К РЕГИОНАЛЬНОМУ ОПЕРАТОРУ; 8. ПРЕДЛАГАЕТСЯ УТОЧНИТЬ НОРМУ В Ч.1 СТ. 187 ЖК РФ, КОТОРАЯ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО СУБЪЕКТ РФ ОТБИРАЕТ АУДИТОРСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (АУДИТОРА) НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ, ПОСКОЛЬКУ НА САМОМ ДЕЛЕ РЕЧЬ ИДЕТ НЕ ОБ ОТБОРЕ ОРГАНИЗАЦИИ, А ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ЕЕ ОТБОРА;
Предложения Самарской области для корректировки федерального законодательства, регламентирующего вопросы функционирования РСКР (продолжение) 10. УТОЧНИТЬ Ч.2 СТ. 189 ЖК РФ И ПРЕДУСМОТРЕТЬ, ЧТО СОБСТВЕННИКИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТ ФКР НА СЧЕТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА, МОГУТ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ДОСРОЧНО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ (НАПРИМЕР, УЖЕ НАКОПЛЕННЫХ СРЕДСТВ ДОСТАТОЧНО, НЕТ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ВЗНОСАМ И ДР.); 11. ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМЫ Ч.2 СТ. 190 ЖК РФ О СОГЛАСОВАНИИ АКТОВ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (ОКАЗАННЫХ УСЛУГ) С ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МКД, ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДОПОЛНИТЬ Ч. 5 СТ.189 ЖК РФ ПОДПУНКТОМ 5), В КОТОРОМ СОБСТВЕННИКИ ДОЛЖНЫ УКАЗАТЬ ЛИЦО, КОТОРОЕ ВО ИСПОЛНЕНИЕ Ч.2 СТ. 190 ЖК РФ БУДЕТ НАДЕЛЕНО ПОЛНОМОЧИЯМИ СОГЛАСОВЫВАТЬ УПОМЯНУТЫЕ АКТЫ; 12. В СТ. 168 ЖК РФ НЕОБХОДИМО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ УСЛУГ (РАБОТ) ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ БЕЗ РЕШЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ, КОГДА ТАКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВЫЗВАНО ИЗМЕНЕНИЕМ СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ ФКР (СПЕЦ. СЧЕТ МЕНЯЕТСЯ НА РЕГ.ОПЕРАТОРА). СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЕТ ОБЩИЙ ЗАПРЕТ НА ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, КОГДА ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНЯЛИ САМИ СОБСТВЕННИКИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!