Лекция 7 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства
Вопросы 1.Финансы современного общества 2.Государственный бюджет: пути формирования и использования 3.Экономическая теория налогообложения 4.Фискальная политика 5.Бюджетный дефицит и государственный долг
1. Финансы современного общества
Основные понятия Финансы - это система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Финансовая система - это существующая в стране совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его функций.
Характерные черты: современных финансов 1.Это денежные отношения (в докапиталистических формациях государственные доходы имели в основном натуральную форму); 2.Эти отношения носят распределительный характер, здесь нет эквивалентного обмена; 3.Распределение национального дохода происходит через реальные денежные фонды, а не через ценовой механизм
Основные звенья финансовой системы государственный бюджет: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные финансы; финансы государственных предприятий; специальные правительственные внебюджетные фонды (фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования).
Финансовые функции современного государства Оборонная Экономическая Социальная функция Экологическая Контрольная
2. Государственный бюджет: пути формирования и использования
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.
Понятие бюджета Государственный бюджет- это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Принципы построения бюджетной системы РФ 1.Принцип единства бюджетной системы. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. 3. Самостоятельность бюджетов всех уровней. 4. Принцип сбалансированности бюджета.
Принципы построения бюджетной системы РФ 5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств. 6. Принцип достоверности бюджета. 7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов. 8. Принцип гласности. 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Классификация доходов бюджета Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на четыре уровня: группы, подгруппы, статьи, подстатьи.
Классификация доходов бюджета Доходы подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления, доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп: налоги на прибыль (доход), прирост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Классификация расходов государственного бюджета
Разделы: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство, рыболовство и др.
Доходы Уд. вес в % Расходы Уд. вес в % Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. 85 Расходы на социальные нужды; 30 Доходы от госсобственности 7 Расходы на поддержание конъюктуры и экономический рост 35 Поступления во внебюджетные или целевые фонды 12 Расходы на национальную оборону 12 Прочие доходы 1 Административно- управленческие расходы; 10 Расходы на внешнеэкономическую деятельность 3 Платежи по государственному долгу 8 Прочие расходы 2
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах: сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений; самостоятельность бюджетов всех уровней; законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней; объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы; равенство всех бюджетов РФ.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы: - собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами; - регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).
Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.