Московский государственный горный университет Кафедра «Электрификация и энергоэффективность горных предприятий» О системном управлении энергетическими ресурсами на угольных предприятиях Декан, заведующий кафедрой, проф., докт. техн. наук. Ляхомский Александр Валентинович тел 8(495) , тел/факс 8(495)
Управление энергетическими ресурсами (энергоменеджмент) – управление энергоресурсами с целью повышения эффективности их использования с учетом не только технических, но и организационных, мотивационных, информационных, маркетинговых и инвестиционных аспектов
Управление энергоресурсами осуществляется на всех уровнях производственно-управленческого процесса предприятия (компании): от нижнего уровня (работник, бригада, смена) до высшего уровня (производственные коллективы, руководство предприятия) Управление энергоресурсами в структурных подразделениях предприятия осуществляется как в подсистемах, входящих в общую систему энергоменеджмента предприятия. Управление распространяется на все виды как энергоресурсов (электро- теплоэнергия, топливо), так и ресурсов, полученных в результате использования энергоресурсов (холодная, горячая вода; сжатый воздух; воздух на обогрев, вентиляцию, кондиционирование и пр.). Управление основывается на учете и использовании не только технических, но и организационных, мотивационных, информационных, маркетинговых, инвестиционных факторов. Системность управления энергоресурсами :
Энергетическая политика Организация Мотивационное обеспечение Информационное обеспечение Маркетинговое обеспечение Инвестиционное обеспечение Составляющие системы управления энергоресурсами
Энергетическая политика - официальный, документально закрепленный документ, включающий декларацию о заинтересованности предприятия в энергоэффективном использовании энергии, сопровождающаяся изложением основных целей, принципов осуществления энергоэффективности, планом действий для ее достижения, четким определением делегированных ответственностей. Организация энергоменеджмента - организационная структура, размещенная на всех уровнях и во всех подразделениях, задающая функциональные, управленческие, кадровые составляющие энергоменеджмента.
Мотивационное обеспечение энергоменеджмента – совокупность действий, направленных на достижение высокой мотивации персонала, по достижению энергоэффективности. Информационное обеспечение энергоменеджмента - система получения, обработки и представления данных в системе энергоменеджмента и помогающих принимать решения по поддержанию и повышению энергоэффективности.
Маркетинговое обеспечение энергоменеджмента - система действий, направленных на снижение издержек по приобретению энергоресурсов: на выявление, изучение, предоставление, расширение, продвижение услуг энергоменеджмента. Инвестиционное обеспечение энергоменеджмента – система действий, направленных на технико- экономическую экспертизу, инвестиционное обеспечение проектов, мероприятий по повышению энергоэффективности производства.
Целевой функцией системы управления энергоресурсами - системы энергоменеджмента является всемерное повышение энергоэффективности производства, снижение затрат, повышение конкурентоспособности.
Состав систем управления энергоресурсами Нормативно- методическое обеспечение системы энергетического менеджмента Система мониторинга потребления энергоресурсов Программно- аналитические комплексы по управлению энергетическими ресурсами
Программно-аналитические комплексы должны позволять: -на основе данных мониторинга электропотребления проводить анализ, синтезировать временные факторные модели энергопотребления, энергетические характеристики основных энергопотребляющих машин, агрегатов, установок, технологических переделов, процессов, цехов, производственных комплексов и Компании в целом, необходимые для принятия решений по управлению энергопотреблением; -выполнять анализ исполнения договорных отношений с энергоснабжающими организациями; -определять составляющие и синтезировать структурные, технологические балансы энергопотребления; -осуществлять планирование энергопотребления и оптимизировать затраты на него с учётом изменения влияющих на него факторов; -автоматизировать другие расчётные процедуры, требуемые для обеспечения рационального энергопотребления.
Внедрение Системы представляет собой последовательность перекрывающихся во времени фаз (стадий): -первая стадия – достижение, освоение контроля над энергопотреблением; -вторая стадия – инвестирование в мероприятия по повышению энергоэффективности; -третья стадия – поддержание контроля над энергопотреблением и дальнейшее развитие энергоменеджмента.
На первой стадии требуется: осуществить контроль над потребле-нием энергоресурсо в освоить контроль над затратами на энергопотр ебление определить неоправдан- ные потери энергии оценить методы управления и регулировани я режимов энергопотреб ляющего оборудова- ния провести кампанию по повышению осознания персоналом важности повышения энергоэффек тивности
На второй стадии требуется: оценить возможности для инвестирова- ния в повышение энергоэффек тивности разработать программу инвестирова- ния в энергоэффек -тивность определить конкретные мероприятия по защите и возврату инвестиций установить долю сэкономлен- ных средств для реинвести- ций в энергоэффек тивность
На третьей стадии требуется: поддерживать контроль над инвестициями в энергоэффективно сть и обеспечивать их защиту создать и обеспечить функционирование эффективной информационной системы энергоменеджмент а с компьютерной системой целевого мониторинга обеспечить поддержку и дальнейшее развитие энергоменеджмент а в Компании
Текущее состояние процесса управления энергопотреблением на предприятиях АК «АЛРОСА»АО «Казцинк»ОАО «Лебединский ГОК» Организационный профиль
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Задачи, требующие решения в организационном аспекте при разработке СУЭР 1. Оценка степени распространения и связи энергетического менеджмента со всеми структурами предприятия 3. Идентификация статуса, властных полномочий энергоменеджмента, формирование условий поддержки высшего руководства 6. Определение области, уровня требуемых знаний, кадрового состава энергоменеджмента, затрат на функционирование энергоменеджеров 2. Определение структурного размещения энергоменеджмента на предприятии 4. Описание роли и установление управленческих функций энергоменеджеров 5. Установление подотчетности в системе энергоменеджмента с обозначением четких каналов представления отчетов по всей управленческой цепи
1. Структурирование по категориям потребителей услуг системы управления энергоресурсами 2. Оценка потребности этих потребителей в плане их вовлеченного, заинтересованного участия и целеустремленных действий по обеспечению эффективного потребления энергоресурсов 3. Определение мотивирующих факторов и системы мотивирующих действий для каждой категории потребителей услуг системы управления энергоресурсами Задачи, требующие решения в мотивационном аспекте при разработке СУЭР
1. Структурирование потребителей информации по категориям и выполнение оценки их интересов и потребностей 2. Установление требования и типа информации в зависимости от уровней принятия решений 3. Установление требования к точности, своевременности и уместности информации 4. Определение объема информации, способов ввода и анализа данных, вида представления выходной информации, форм информационных сообщений, каналов информационной связи 6. Согласование и включение информации системы управления энергопотреблением в поток финансовой информации предприятия 5.Оценка мотивирующего аспекта функционирования информационной системы Задачи, требующие решения в информационном аспекте при разработке СУЭР
1. Установление сущности видов услуг энергоменеджмента 2. Структурирование потребителей услуг энергоменеджмента, идентификация их потребностей 3. Определение целей, направлении и задач маркетингового обеспечения 4. Идентификация составляющих «маркетинговой смеси» в системе энергоменеджмента на предприятии 5. Составление и осуществление планов коммуникационного обеспечения энергоэффективной политики и практики предприятия 6. Определение целей, задач, объема, глубины маркетинговых исследований, требований к их результатам 7. Определение целевых установок, потребности в обучении персонала всех уровней управления методам, способам, приемам ведения энергоэффективной практики 8. Внедрение постоянно действующей системы планирования и реализации маркетингового обеспечения энергоменеджмента 9. Оценка затрат и обеспечение финансирования маркетинга энергоменеджмента Задачи, требующие решение по маркетинговому обеспечению при разработке СУЭР
1. Разработать положение об инвестировании в энергоэффективность 2. Определение возможностей инвестирования 3. Ранжировать приоритеты 6. Оценка инвестиций 4. Обосновывать выгодность вложений 5. Создать благоприятный инвестиционный климат 7. Защиту и возврат инвестиций Задачи, требующие решение по инвестиционной поддержке при разработке СУЭР