Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе Л.С.Выготский.
Среди современных дошкольников большую группу составляют дети, имеющие фонетико-фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В силу ряда причин у них существенно нарушено формирование звуковой стороны речи, затруднено овладение звуковыми средствами языка. При отсутствии современной логопедической помощи у ребенка не только будет серьезно нарушено развитие устной речи, но в дальнейшем при обучении в школе возникнут трудности при освоении письменной речи, поскольку, как утверждают специалисты, «письменный язык стоит на плечах устного». Правильное развитие речи- это залог не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантия правильного формирования всей психической деятельности ребенка. Чем внятней и выразительней речь, тем легче высказывать свои мысли, тем глубже и богаче возможности познать действительность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Все это предъявляет большие требования к качеству речи человека. Поэтому в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка.
Начальный этап - Обследование звукопроизношения - Обследование общей моторики - Обследование мелкой моторики - Обследование артикуляционной моторики - Обследование динамической организации - Обследование мимической мускулатуры - Обследование строения артикуляционного аппарата - Обследование фонематического восприятия - Обследование дыхания и голосовых функций - Обследование просодических компонентов речи - Обследование слоговой структуры слова - Обследование понимания речи - Обследование лексики - Обследование грамматического строя - Обследование связной речи
Цель: Подготовить анализаторы, участвующие в восприятии и Воспроизведении звуковой стороны речи, к постановке звуков 1. Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры -массаж лицевой и губной мускулатуры -массаж мышц шеи -массаж языка (расслабление) 2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата -пассивная артикуляционная гимнастика -активная артикуляционная гимнастика 3. Нормализация речевого дыхания -активные дыхательные упражнения -статическая дыхательная гимнастика -динамические дыхательные упражнения 4. Коррекция нарушений крупной и мелкой моторики. -релаксация -массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук -упражнения по выработке мускульной памяти
Цель: Выработка новых произносительных умений и навыков 1. Выработка основных артикуляционных укладов -артикуляционные упражнения 2. Развитие и совершенствование фонематического слуха. - упражнения на восприятие неречевых звуков -упражнения на восприятие речевых звуков - упражнения на развитие звукового анализа и синтеза 3. Постановка звуков. -по подражанию - механический способ - смешанный способ 4. Автоматизация звуков 5. Дифференциация звуков
Цель: Выработка речевых умений и навыков в коммуникативных ситуациях. - использование чистоговорок - составление словосочетаний, предложений из слов с поставленным звуком - заучивание стихов - пересказы Введение поставленного звука в самостоятельную речь
Сравнительный анализ диагностики