Этапы нормального речевого развития ребенка
C момента рождения до 8 недель – период рефлекторного крика Нормальный крик должен быть ясным, чистым, не сиплым и не хриплым, с коротким вдохом и длинным выдохом. Нормальный крик должен быть ясным, чистым, не сиплым и не хриплым, с коротким вдохом и длинным выдохом.
С 2 до 5 месяцев – период гуляния Ребенок активно галит, произносит нараспев отдельные звуки и слияния звуков: «А-а-а, у-а-а, агу, ага, аве, угу…». Ребенок активно галит, произносит нараспев отдельные звуки и слияния звуков: «А-а-а, у-а-а, агу, ага, аве, угу…».
С 5-6 до 12 месяцев – период лепета произносит слоги и цепочки слогов с губными звуками: «Ма-му-ма, пу-па, ба- ба-бо»; произносит слоги и цепочки слогов с губными звуками: «Ма-му-ма, пу-па, ба- ба-бо»; к десяти месяцам учится понимать и произносить слова да и нет, сопровождая их соответствующими жестами. к десяти месяцам учится понимать и произносить слова да и нет, сопровождая их соответствующими жестами.
12 месяцев 12 месяцев в словаре 10–15 осознанно произносимых лепетных слов: мама, папа, баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав, пи-пи и т.п. в словаре 10–15 осознанно произносимых лепетных слов: мама, папа, баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав, пи-пи и т.п.
К 1,5-2 годам в речи появляются предложения: «Мама, дай сок. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!» в речи появляются предложения: «Мама, дай сок. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!»
С 2,5 лет С 2,5 лет начинается активное формирование грамматической стороны речи. начинается активное формирование грамматической стороны речи.
К 3 годам из речи уходит физиологическое смягчение; из речи уходит физиологическое смягчение; правильно произносит гласные звуки и все простые согласные звуки; правильно произносит гласные звуки и все простые согласные звуки; строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения. строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения.
К 4 годам К 4 годам правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь]; правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь]; использует в речи сложноподчиненные предложения; использует в речи сложноподчиненные предложения; с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж]; ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж]; почти не допускает в речи грамматических ошибок; почти не допускает в речи грамматических ошибок; может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на картинке. может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на картинке.
В 6 лет правильно произносит все звуки родного языка; правильно произносит все звуки родного языка; практически не допускает в речи грамматических ошибок; практически не допускает в речи грамматических ошибок; владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 до 17 лет – школьный период развития речи овладевает письменной речью; овладевает письменной речью; постигает все богатство родного языка. постигает все богатство родного языка.
Факторы, вызывающие речевые нарушения
по времени возникновения антенатальные (возникающие в период внутриутробного развития плода); антенатальные (возникающие в период внутриутробного развития плода); интранатальные (возникающие в процессе родов); интранатальные (возникающие в процессе родов); постнатальные (возникающие в первые годы жизни ребенка). постнатальные (возникающие в первые годы жизни ребенка).
биологические (генетические дефекты, действие микроорганизмов и вирусов, резус- конфликты и др.); биологические (генетические дефекты, действие микроорганизмов и вирусов, резус- конфликты и др.); физические (действие проникающей радиации, электромагнитных и др. полей, избыток или дефицит инсоляции); физические (действие проникающей радиации, электромагнитных и др. полей, избыток или дефицит инсоляции); химические (острые и хронические интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных и др.); химические (острые и хронические интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных и др.); механические (сдавления, ушибы, растяжения и др.); механические (сдавления, ушибы, растяжения и др.); по механизму воздействия
Виды исследований нейросонография и электроэнцефалография; нейросонография и электроэнцефалография; допплерография головного мозга; допплерография головного мозга; электромиография; электромиография; cпондиллография; cпондиллография;
Медикаментозное лечение при ММД Используются препараты следующих групп: Используются препараты следующих групп: ноотропы (ноотропил, пирацетам, кавинтон, фенибут, пантогам, аминалон, инстенон,кортексин); ноотропы (ноотропил, пирацетам, кавинтон, фенибут, пантогам, аминалон, инстенон,кортексин); другие биостимуляторы (B 12 ); другие биостимуляторы (B 12 ); седативные препараты (транквилизаторы, барбитураты); седативные препараты (транквилизаторы, барбитураты);
успокаивающие средства (бромиды, препараты трав); успокаивающие средства (бромиды, препараты трав); диуретики; диуретики; противоаллергические препараты; противоаллергические препараты;
ДИАГНОЗЫ: общее недоразвитие речи (ОНР); общее недоразвитие речи (ОНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); дизартрия; дизартрия; алалия; алалия; ринолалия; ринолалия; заикание; заикание; задержка речевого развития (ЗРР). задержка речевого развития (ЗРР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) сложное речевое расстройство; сложное речевое расстройство; нарушение формирования всех компонентов речи (звуковой, смысловой сторон при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте); нарушение формирования всех компонентов речи (звуковой, смысловой сторон при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте); речевая недостаточность от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико- фонематического и лексико- грамматического недоразвития. речевая недостаточность от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико- фонематического и лексико- грамматического недоразвития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков; нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков; множественные пропуски, искажения и замены звуков. множественные пропуски, искажения и замены звуков.
Дизартрия возникает в результате органического поражения ЦНС, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; возникает в результате органического поражения ЦНС, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов; проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов; основными клиническими признаками являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания основными клиническими признаками являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания
Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; это не временная функциональная задержка речевого развития; это не временная функциональная задержка речевого развития; весь процесс становления речи при алалии протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. весь процесс становления речи при алалии протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы.
Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка; характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка; отставание равномерно в формировании всех компонентов языка; отставание равномерно в формировании всех компонентов языка; причины задержки речевого развития: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи, соматическая ослабленность, социальные причины. причины задержки речевого развития: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи, соматическая ослабленность, социальные причины.