С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.
Три подхода к разработке стандартов: Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе. Компетентностный – использование знаний в действии. Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая. Результаты освоения основных образовательных программ: Предметные: освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные: освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества
ВИДЫ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. КОММУНИКАТИВНЫЕ обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД.
Структура учебной деятельности, исходя из психологической версии теории деятельности (Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов) Учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование, контроль, оценка)
Структура учебной деятельности, исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон) Мотивация Пробное действие Затруднение Реализация проекта Самоконтроль Самооценка
ЧТО ТАКОЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД» В ОБРАЗОВАНИИ? Деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности принцип минимакса принцип психологической комфортности принцип вариативности принцип творчества
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Мотивирование к учебной деятельности; Актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии; Выявление места и причины затруднения; Построение проекта выхода из затруднения; Реализация построенного проекта; Первичное закрепление с проговариванием; Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; Включение в систему знаний и повторение; Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Современные технологии проектное обучение проблемное обучение коллективная система обучения дифференцированное обучение развитие критического мышления модульное обучение игровая деятельность
Действие учителя Действие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления 4 этап: применение полученных ЗУН на практике 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка
ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?