Возможности диагностики эмоционального интеллекта в период ранней зрелости Научный руководитель: к. психол. наук, доцент Волкова М. Н. 1
Цель исследования: определение возможностей диагностики эмоционального интеллекта в период ранней зрелости Теоретический объект исследования: эмоциональная сфера личности. Предмет исследования: эмоциональный интеллект Эмпирический объект исследования: юноши в и девушки в возрасте 20 – 25 лет 2
Методы исследования Эмпирический - метод опроса Метод математико-статистического анализа (подсчет коэффициента ранговой корреляции Кендалла) 3
Методики исследования 1.Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)»; 2.«Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)»; 3.«Определение личностно-характерологических акцентуаций (модификация С. Шмишека)»; 4.«Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)»; 5.«Диагностика эмоциональной направленности личности» (Б.И.Додонов). 4
Эмоциональный интеллект По Д. Гоулману: «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». По Р. Бар-Ону: «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». По Д. Люсину: «совокупность когнитивных процессов, принимающих участие в переработке эмоциональной информации». 5
Актуальность исследования Эмоциональный интеллект - способность четко распознать собственные эмоциональные состояния и состояния другого человека – позволяет развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности личности в работе и межличностном общении. Существуют разные модели эмоционального интеллекта, однако требуются дополнительные теоретические и методические исследования. 6
Результаты исследования эмоционального интеллекта в период ранней зрелости по методике «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) 7
Результаты исследования эмоционального интеллекта по методике «Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) 8 Примечание: ОЭИ – суммарное значение эмоционального интеллекта, ВЭИ – способность к пониманию и управлению своими эмоциями, МЭИ – способность к пониманию и управлению эмоций других людей, ВЭ – способность к контролю экспрессии своих эмоций, ВУ – способность к управлению своими эмоциями, ВП – способность к пониманию своих эмоций, МУ – способность к управление эмоциями другого человек, МП – способность к пониманию эмоций другого человека, УЭ – способность к управление своими и чужими эмоциями, ПЭ – способность к пониманию своих и чужих эмоций
Результаты исследования личностно- характерологических акцентуаций по методике К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) 9
Результаты исследования эмоциональных барьеров по методике «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В.В. Бойко) 10
Результаты исследования личностно- характерологических акцентуаций по методике К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) 11
Корреляционные плеяды компонентов эмоционального интеллекта (по Д. Люсину) и ряда индивидуально-личностных свойств 12
Корреляционные плеяды компонентов эмоционального интеллекта (по Н. Холлу) и ряда индивидуально-личностных свойств 13
1. Методики Д. Люсина и Н. Холла позволяют получить относительно автономные результаты исследования эмоционального интеллекта. 2. Эмоциональный интеллект личности связан с рядом индивидуально-личностных свойств (личностно- характерологическими акцентуациями, эмоциональными барьерами в межличностном общении, эмоциональной направленностью личности). 3. На основе результатов исследования представляется возможным расширить интерпретационное поле методик «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) и «Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)» 14 Выводы
15 Спасибо за внимание.