Демидова Марина Юрьевна, Камзеева Елена Евгеньевна,
ОУ по округам Участники по округам
o Добавлено задание 8 с выбором ответа на тепловые явления o Добавлено задание 23 с кратким ответом на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы) o Одно из заданий к тексту стало заданием с развернутым ответом o Число заданий стало равным 27 o Максимальный балл – 40
o Часть 1 (19 заданий, 20 баллов) механические явления (1-6) тепловые явления (7-9) электромагнитные явления (10-14) квантовые явления (15) методология (16) текст физического содержания (17, 18, 19)
o Часть 2 (4 задания, 8 баллов ) на соответствие (задание 20 - соответствие между физическими величинами и единицами, приборами, формулами) на соответствие (задание 21 - на изменение физических величин при некотором процессе) на множественный выбор (задание 22 – анализ физического процесса) на множественный выбор (методологическое задание 23 на анализ проведенных экспериментальных наблюдений и исследований)
o Часть 3 (4 задания, 12 баллов ) экспериментальное задание (задание 24) качественная задача (задание 25) расчетные задачи (задания 26 и 27)
Отметка по 5 балльной шкале 2345 Первичный тестовый балл 0–89–1819–2930–40
Количество учащихся, получивших данную отметку (в % к общему числу участников) «2» «3» «4» «5» 2012 г.0,3%11,5%51,6%36,6% 2013 г.0,4%9,5%41,6%48,5%
Анализ по элементам содержания. Закон сохранения энергии Пример 1 (процент выполнения 57%). Камень, подброшенный вверх в точке 1, совершает падение в тормозящей его движение атмосфере. Траектория движения камня изображена на рисунке. Полная механическая энергия камня имеет 1) максимальное значение в положении 1 2) максимальное значение в положении 2 3) максимальное значение в положении 4 4) одинаковое значение в положениях 1 и 3
Анализ по элементам содержания. Закон сохранения энергии Пример 2 (процент выполнения 63%). Футбольный мяч, катящийся по горизонтальному участку земли, останавливается из-за трения. Как при этом меняется кинетическая, потенциальная и внутренняя энергия мяча? Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНАХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ А) кинетическая энергия 1) увеличивается Б) потенциальная энергия 2) уменьшается В) внутренняя энергия 3) не изменяется
Анализ по элементам содержания. Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки Линейный проводник закрепили над магнитной стрелкой и собрали электрическую цепь, представленную на рисунке. При замыкании ключа магнитная стрелка Пример 3 (процент выполнения 65%). 1) останется на месте 2) повернётся на 180 о 3) повернётся на 90 о и установится перпендикулярно плоскости рисунка южным полюсом на читателя 4) повернётся на 90 о и установится перпендикулярно плоскости рисунка северным полюсом на читателя
Анализ по элементам содержания. Взаимодействие двух проводников с током Пример 4 (процент выполнения 58%). Два параллельно расположенных проводника подключили параллельно к источнику тока. Направление электрического тока и взаимодействие проводников верно изображены на рисунке 1) 2) 3) 4)
Понимание текстов физического содержания (трудности выполнения задания 19 с развернутым ответом) Решение качественных задач 25 (средний процент выполнения 43%) Расчетные задачи 26 и 27 высокого уровня сложности успешно решили около 40% выпускников Дефициты в сформированности экспериментальных умений (средний процент выполнения экспериментальных заданий 24 составил 47%)
При обучении физике следует обратить внимание на необходимость формирования у учащихся умения работать с информацией, заданной не только вербально, но и в виде графиков, таблиц, схематических рисунков, диаграмм и т.д. Учителям города необходимо обратить более пристальное внимание на решение качественных задач, включать их в тематические проверочные и контрольные работы. При разработке тематического планирования целесообразно провести анализ всех возможных для реализации лабораторных работ, практических заданий и ученических опытов. Можно рекомендовать расширить спектр лабораторных работ, формирующих умения исследовать зависимость физических величин и сравнивать результаты прямых измерений с учетом абсолютных погрешностей. В рамках курсовой системы повышения квалификации и переподготовки учителей физики необходимо больше внимания уделять методике формирования новых для предмета видов деятельности.