Философия познания Тема:. Вопросы: 1. Познание: чувственное и рациональное. 2. Типология видов знания( самостоятельно). 3. Понятие истины и её критерия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Advertisements

Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Познание и знание Урок 2 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА. Специфика познавательного отношения к миру. Принципы гносеологии. Субъект и объєкт познания.
Истина. Выполнила: Ахмедова Р. ДОиВ 2 к.. Что есть истина? Истина это: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение,
ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Транксрипт:

Философия познания Тема:

Вопросы: 1. Познание: чувственное и рациональное. 2. Типология видов знания( самостоятельно). 3. Понятие истины и её критерия. 4. Научное знание.

Гносеология (теория познания) исследует Природу человеческого познания. Природу человеческого познания. Формы и закономерности перехода мнение знание. Формы и закономерности перехода мнение знание. Вопрос о путях достижения истины, её критериях. Вопрос о путях достижения истины, её критериях. Вопрос о том, как человек впадает в заблуждения и преодолевает их. Вопрос о том, как человек впадает в заблуждения и преодолевает их. Вопрос о практическом смысле достоверного знания о мире, о человеке и обществе. Вопрос о практическом смысле достоверного знания о мире, о человеке и обществе.

Субъект познания сложная иерархия, фундаментом которой является все социальное целое. сложная иерархия, фундаментом которой является все социальное целое.

Объект познания фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли. фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли.

Предмет познания конкретный аспект объекта познания. конкретный аспект объекта познания.

Отвечая на ОВФ материалисты доказывают тезис о принципиальной познаваемости мира с привлечением всей совокупности данных науки и практики. материалисты доказывают тезис о принципиальной познаваемости мира с привлечением всей совокупности данных науки и практики.

Знание информация о действительности. информация о действительности. Ленивкин Василий "Знание"

Чувственное познание отражение предметов и процессов реальности с помощью чувств. отражение предметов и процессов реальности с помощью чувств. Формы чувственного познания: Формы чувственного познания:ощущение,восприятие,представление.

Рациональное познание сложный процесс, для которого характерны высокая активность и целеустремленность, абстрактность, обобщенность, проникновение в сущность объекта, выявление закономерностей его возникновения, функционирования и развития. сложный процесс, для которого характерны высокая активность и целеустремленность, абстрактность, обобщенность, проникновение в сущность объекта, выявление закономерностей его возникновения, функционирования и развития.

Формы рационального познания: понятие, понятие, суждение, суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное) умозаключение (индуктивное, дедуктивное)

Виды знания: Житейское Житейское научное научное Практическое Практическое Художественное Художественное религиозное религиозное Социальное Социальное

Истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Понятие введено Парменидом в противопоставление мнению. Понятие введено Парменидом в противопоставление мнению. Что есть истина.Ге Н.Н.

Классическая линия понимания истины Корреспондентская концепция: истина это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель). Корреспондентская концепция: истина это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель).

Авторитарная концепция: истина это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие). Авторитарная концепция: истина это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие). Теория истины как очевидности: истина это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль) Теория истины как очевидности: истина это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль) Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик) Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

Неклассические концепции: Конвенциональная теория: истина это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун) Конвенциональная теория: истина это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун) Когерентная теория: истина это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах) Когерентная теория: истина это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах) Прагматическая теория: истина это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс) Прагматическая теория: истина это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

Абсолютная истина точное, полное, верное отражение действительности. точное, полное, верное отражение действительности. Материализм абсолютная истина существует как цель познания, она недостижима. Материализм абсолютная истина существует как цель познания, она недостижима.

Относительная истина относительно точное, полное и верное знание о реальности, которое постоянно уточняется, становится полнее. относительно точное, полное и верное знание о реальности, которое постоянно уточняется, становится полнее.

Конкретная истина конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками. конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками.

Практика чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Гносеология обосновывает в качестве критерия практику. Гносеология обосновывает в качестве критерия практику.

Цель науки предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности

Основная задача науки выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты действительности (актуально или потенциально включённые в процесс). выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты действительности (актуально или потенциально включённые в процесс).

Предмет Предметом научного исследования является всё. Предметом научного исследования является всё. Природа естественные и технические науки. Природа естественные и технические науки. Человек, социум социальные и гуманитарные науки Человек, социум социальные и гуманитарные науки

Черты научного знания: ориентация на «предмет» и объективность; ориентация на «предмет» и объективность; исключение субъективности, авторства; исключение субъективности, авторства; обусловленность социокультурными факторами; обусловленность социокультурными факторами; ограниченность предмета науки (не может заменить философию); ограниченность предмета науки (не может заменить философию); направленность на будущее. направленность на будущее.

Постпозитивизм Основными представителями течения являются: К.Поппер К.Поппер И.Лакатос И.Лакатос Т.Кун Т.Кун П.Фейерабенд П.Фейерабенд С.Тулмин С.Тулмин

Поппер Карл ( ), английский философ и социолог, английский философ и социолог, «Логика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги» (1945)

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ (лат. ложный и делаю). Научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным путем и, если при попытках его опровержения, оно остается не опровергнутым. (лат. ложный и делаю). Научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным путем и, если при попытках его опровержения, оно остается не опровергнутым.

Кун Томас ( ), американский историк и философ науки, американский историк и философ науки, «Структура научных революций» (1962).

ПАРАДИГМА Означает совокупность научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности. Означает совокупность научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности.

Парадигма определяет, что вообще может относиться к научным фактам, а что нет. Парадигма определяет, что вообще может относиться к научным фактам, а что нет. Научная революция это процесс смены парадигмы Научная революция это процесс смены парадигмы

Полнота научного познания реализуется на двух уровнях: Полнота научного познания реализуется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Научный факт фрагмент объективной действительности, зафиксированный как реально существующий и попавший в фокус ищущей мысли. фрагмент объективной действительности, зафиксированный как реально существующий и попавший в фокус ищущей мысли.

Эмпирический уровень познания нацелен на раскрытие явления, формы. нацелен на раскрытие явления, формы.

Теоретический уровень нацелен на раскрытие сущности, содержания. нацелен на раскрытие сущности, содержания.

Метод система принципов, приёмов, правил, требований по преобразованию действительности. система принципов, приёмов, правил, требований по преобразованию действительности.

Методы эмпирического познания: наблюдение, наблюдение, описание и расчет, описание и расчет, эксперимент. эксперимент.

Методы теоретического познания: гипотеза, гипотеза, закон, закон, теория. теория.

Общенаучные методы: анализ и синтез, анализ и синтез, дедукция и индукция, дедукция и индукция, абстрагирование и идеализация, абстрагирование и идеализация, моделирование. моделирование.

Вопрос Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготавливающих скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки? Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготавливающих скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?