муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно - речевого развития воспитанников 323 « Сказка » Развитие творческого мышления и воображения в процессе формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы музыкального руководителя Глазковой Светланы Савватиевны
Актуальность изучения проблемы Развитие у детей в процессе приобщения к искусству и различным видам художественной деятельности не только и не столько специальных художественных способностей, сколько об эффективном становлении творческого мышления и воображения, важнейшей и ведущей в дошкольном детстве эмоциональной сферы, естественном « присвоении » нравственных норм и многих других составляющих общего нормального развития ребенка. Занятия искусством формируют такое важнейшее качество личности, как способность к творчеству.
Концепция развития музыкальных способностей ( по К. В. Тарасовой ) Эмоциональная отзывчивость на музыку Сенсорные музыкальные способности ( музыкальный слух и чувство музыкального ритма ) Музыкальное мышление Музыкальная память
Главная задача : развитие музыкальных способностей у детей во всех доступных видах музыкальной деятельности. Задачи общего психического развития ( воображения, творческого мышления, памяти, коммуникативных способностей ), нравственного и общекультурного воспитания детей решаются в НОД по развитию музыкальности постоянно. Логика развития музыкальных способностей « стыкуется » в программе с логикой становления видов музыкальной деятельности : Главная задача : развитие музыкальных способностей у детей во всех доступных видах музыкальной деятельности. Задачи общего психического развития ( воображения, творческого мышления, памяти, коммуникативных способностей ), нравственного и общекультурного воспитания детей решаются в НОД по развитию музыкальности постоянно. Логика развития музыкальных способностей « стыкуется » в программе с логикой становления видов музыкальной деятельности : Слушание музыки Музыкальное движение Пение Игра на музыкальных инструментах Музыкальная игра - драматизация
Слушание музыки Слушание музыки Создание « поисковой ситуации » – вопросы, постановка задачи, совместный анализ. Интонационно - мелодическая ориентация – прослушивание мелодии и ее анализ, пропевание, моделирование движением руки, самостоятельный подбор мелодий на детских музыкальных инструментах. Создание в творческом движении « образа » мелодии.
Музыкальное движение Музыкальное движение
Пение Пение
Игра на музыкальных инструментах Игра на музыкальных инструментах
Музыкальная игра - драматизация Музыкальная игра - драматизация
Принципы подбора музыкального материала, форма и стили ведения НОД по развитию музыкальности Связь музыки и интересов детей с их жизнью. Музыкальные занятия строятся по блокам тем, доступным и интересным детям : « Игрушки », « Животные », « Времена года », « Кто рядом с нами живет ?» и т. д. Репертуар построен на народной, классической и современной музыке. Объединение НОД единым сюжетом. Дети живут в этом сюжете, в этой музыке, которая проходит в нескольких видах музыкальной деятельности. Импровизационность, которая является основой музыкального творчества у детей.
Решение задач по развитию музыкальности по программе « Гармония » К. В. Тарасовой в контексте Федеральных государственных требований Образовательная область « Музыка » Обогащение, освоение, развитие ( слушание ). Обогащение, освоение, развитие ( исполнение ). Обогащение, освоение, развитие ( творчество ). 1 половина дня 2 половина дня Непосредственно образовательная деятельность ( НОД ) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( ОД ) Самостоятельная деятельность детей ( СДД ) Непосредственно образовательная деятельность ( НОД ) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ( ОД ) Самостоятельная деятельность детей ( СДД ) - НОД « Развитие музыкальности », - слушание народной, классической, детской музыки ( по возрасту ), - разучивание музыкальных игр и танцев, - совместное пение, - музыкальные упражнения, - Двигательные пластические, танцевальные этюды, - беседы интегративного характера, - использование музыкального материала при проведении занятий, беседы элементарного музыковедческого содержания. - Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов, - музыкально - дидактические игры, - подвижные игры с использованием музыкального материала, - концерты - импровизации ( на прогулке ) - Игры на музыкально - шумовых инструментах, - исполнение песен, - интегративная детская деятельность, - театральные постановки с использование музыкального материала. - совместное и индивидуальное музыкальное исполнение, - распевки, попевки, - музыкальные упражнения, - индивидуальная работа по развитию музыкальности и певческих навыков, - НОД « Выразительные движения » - разучивание песен, - закрепление музыкально - ритмических движений, - совместное пение, - концерты - импровизации, - музыкальные подвижные игры. - совместные игры детей с использованием музыкально - шумовых инструментов, - музыкальные сюжетные игры, - интегративная детская деятельность
Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями Праздники Развлечения Музыкальный досуг
Диагностика уровня развития музыкальности учебный год Показатели диагностики развития музыкальности : 1 - Эмоциональная отзывчивость на музыку 2 - Звуковысотный слух 3 - Чувство ритма 4 - Динамический слух 5 - Тембровый слух 6 - Музыкальное мышление : репродуктивное, творческое 7 - Музыкальная память
Вывод : Таким образом, уровень развития музыкальных способностей и в частности уровень развития творческого мышления и воображения средствами музыкального воспитания оказывает влияние на развитие интегративных качеств ребенка в целом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!