Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. А так как адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Параметры Адаптация легкая Адаптация сред.тяжести Адаптация тяжелая 1 ст. Адаптация тяжелая 2 ст. Нормализация поведенческих реакций 10 – 20 дней 20 – 40 дней До 60 дней Нет нормализации 60 дней и более Нервно- психическое развитие Нет отставания в сравнении с исходными данными Замедление темпа речевой активности на 1-2 месяца Замедление темпа развития. Отставание на 1-2 квартала Острая раболеваемость в первые дни Общая продолжительность раб. Не более 10 дней одно- кратно, может совсем не быть Общая продолжительность раб. Не более 10 дней. Могут быть повторные раболевания Общая продолжительность рабол. Более 10 дней. Могут быть повторные раболевания с осложнениями Невротические раболевания Масса тела Не изменены Потеря в течении дней Замедл. темпов нарастания массы при очередной проверке через 6 мес
Для того, чтобы обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. С этой целью в нашем детском саду разработана система адаптации к детскому саду:
1. Сбор информации о потенциальных воспитанниках: Родители вновь поступивших детей заполняют анкеты (особенности развития малыша, его навыки, особые привычки, состояние здоровья); 2. Родители знакомятся с педагогами, воспитателями, младшими воспитателями, медсестрой, которые рассказывают об организации жизни малышей в ДОУ, режиме дня, питании, образовательной программе, воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
3. Педагог-психолог знакомит родителей с различными вариантами адаптации к ДОУ и с различными вариантами введения ребенка в группу. Также поясняются возможности родителей по оказанию помощи ребенку в период адаптации. Педагог-психолог дает родителям советы по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ, в т.ч каждому родителю выдается информационная брошюра. 4. Чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, родители могут несколько раз привести ребенка на прогулку (важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми).
1. Гибкий режим пребывания ребенка в начальный период адаптации. 2. Проведение педагогом-психологом комплекса мероприятий по профилактике психоэмоционального напряжения (подвижные и музыкальные игры, игры с песком, игры в сенсорной комнате) и сопровождение детей в режимных моментах и совместной деятельности с педагогами.
3. Педагог-психолог, воспитатели и медсестра осуществляют наблюдение и контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в период адаптации (заполняется лист адаптации). Также, педагог-психолог следит за нервно- психическим развитием ребенка по эпикризным срокам. 4. Для родителей проводятся индивидуальные консультации.
1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. 2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы. 3. С самого начала помогите ребёнку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, хотя и всего на несколько часов. 4. Когда вы уходите – расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Долгие прощания у ребёнка вызовут тревогу.
5. В выходные необходимо поддерживать режим дня такой же как в детском саду. 6. Не кутайте ребёнка, одевайте его в соответствие с температурой в группе и на улице. 7. Если ребёнок с трудом расстается с матерью, пусть первые несколько недель его в детский сад приводит папа или бабушка (дедушка). Не делайте перерывы в посещении садика. Во время процесса адаптации ребёнка к детскому саду будьте внимательны и терпимы к малышу. ЖЕЛАЕМ ВАМ ЛЕГКОЙ АДАПТАЦИИ!