Яков Петрович Полонский Глухая степь – дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман – мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
( гг.) стихи мелодичны и напевны; глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм; в стихах есть грань реального и фантастического, будничных.
Advertisements

Урок литературы по теме: «Русские поэты о Родине и родной природе» Автор: Болхова В.Г. Учитель русского языка и литературы, высшая. Оборудование: мобильный.
« ТЕМЫ ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ » ( в творчестве К. Г. Паустовского, И. И. Левитана ) Учитель русского языка и литературы АОУ гимназии « Российская школа »
ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ ИЖИВОПИСИ. «ИСКУССТВО ОКАЗЫВАЕТ ВЕЛИЧАЙШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА» Рамис да Пареха ( ) испанский музыкант эпохи.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
В стихотворениии (каком?) (кто?) описывает (что?). В стихотворениии (каком?) (кто?) описывает (что?).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Евгений Абрамович Баратынский Поэт пушкинской плеяды. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе,
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Учитель русского языка и литературы МОУ – сош с.Садовка Мамкеева Э.Ф.
Презентация Анализ стихотворения А.А.Фета «Облаком волнистым…» Подготовил ученик 10 класса В МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Халяпин.
Анализ лирического произведения Работу выполнили:.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
М. Ю. Лермонтов. Прочитаем отрывок из стихотворения Скажи - ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые,
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Афанасий Афанасьевич Фет ( ) Работу выполнили ученицы 10 класса: Елсукова Марианна и Бояршинова Татьяна.
Урок словесности 8 класс Анализ стихотворения Сергея Есенина « С добрым утром!»
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Презентация к уроку по произведению Фета "Чудная картина"
Урок подготовила М.А.Игумнова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.
Транксрипт:

Яков Петрович Полонский Глухая степь – дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман – мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как кони ни бегут, мне кажется, лениво Они бегут. В глазах одно и то ж – Все степь да степь, за нивой снова нива… «Зачем, ямщик, ты песен не поешь?»

Рязань Рождение Гимназия Первые стихи Москва Университет Первый сборник стихов Одесса Второй сборник стихов Тифлис Служба Газеты Сборник «Сазандар» Петербург «Русское Слово» Поэзия Проза Италия Живопись Стихи, поэмы, сказки Петербург «Пятницы Полонского» Стихи Проза Яков Петрович Полонский

Синквейн Я.П.Полонский Я.П.Полонский Лиричный, впечатлительный Лиричный, впечатлительный Чувствует, размышляет, сочиняет Чувствует, размышляет, сочиняет «По моим стихам можно проследить всю мою жизнь» (письмо А.А.Фету) «По моим стихам можно проследить всю мою жизнь» (письмо А.А.Фету) Поэт Поэт

Посмотри – какая мгла В глубине долин легла! Под ее прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит Без приюта в небе ходит И, сквозя, на все наводит И, сквозя, на все наводит Фосфорический свой луч. Фосфорический свой луч.

Как поэт изображает ночь? Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи». Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи». Она оттеняется тусклым блеском озера, окруженного сонными ракитами. Она оттеняется тусклым блеском озера, окруженного сонными ракитами. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины.

Композиция стихотворения Стихотворение состоит из двух частей, предваряемых призывом («Посмотри - ») вместе с автором полюбоваться картиной летней ночи. Стихотворение состоит из двух частей, предваряемых призывом («Посмотри - ») вместе с автором полюбоваться картиной летней ночи. Первая часть – общий план, картина спящей природы. Это – земное. Первая часть – общий план, картина спящей природы. Это – земное. Вторая часть – обращает наш взгляд вверх, на небо, облака, луну. Это – небесное. Вторая часть – обращает наш взгляд вверх, на небо, облака, луну. Это – небесное.

Что мы чувствуем, читая строки стихотворения? Холод и одиночество, бесприютность месяца на небе. Он один выделяется на фоне ночной мглы (слово «мгла» здесь очень точное и емкое – оно одновременно передает сумрак и ночную дымку. Оба эти слова прозвучат позже). Холод и одиночество, бесприютность месяца на небе. Он один выделяется на фоне ночной мглы (слово «мгла» здесь очень точное и емкое – оно одновременно передает сумрак и ночную дымку. Оба эти слова прозвучат позже).

Какими художественными средствами создается ночной пейзаж? эпитеты эпитеты олицетворение олицетворение аллитерация аллитерация

Какую роль играют эпитеты? Какую роль играют эпитеты? Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная дымка», «сонный сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи», «фосфорический луч» (зеленоватый, холодный, так в темноте светится фосфор). Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная дымка», «сонный сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи», «фосфорический луч» (зеленоватый, холодный, так в темноте светится фосфор). Эпитеты «тусклый» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему основное настроение стихотворения. Эпитеты «тусклый» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему основное настроение стихотворения.

Найдите в стихотворении олицетворения и определите их роль Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит» и «наводит фосфорический свой луч». Он подобен страннику, бредущему в ночи и освещающему себе путь тусклым фонарем. Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит» и «наводит фосфорический свой луч». Он подобен страннику, бредущему в ночи и освещающему себе путь тусклым фонарем.

Что такое аллитерация? Аллитерация - звукопись, повторы согласных звуков, прием, который автор использует для более красочного описания пейзажа. Аллитерация - звукопись, повторы согласных звуков, прием, который автор использует для более красочного описания пейзажа. В данном стихотворении наблюдается аллитерация на глухие согласные «с», «к», «т», «ч», «х», «ф», что подчеркивает тишину ночи, нарушаемую лишь легкими шорохами, помогает создать настроение возвышенное и тоскливое одновременно. В данном стихотворении наблюдается аллитерация на глухие согласные «с», «к», «т», «ч», «х», «ф», что подчеркивает тишину ночи, нарушаемую лишь легкими шорохами, помогает создать настроение возвышенное и тоскливое одновременно.

Цветовая картина стихотворения Цветовая картина неяркая, характерная для ночного пейзажа: прозрачный, мертвенно-спокойный, тусклый, бледный, фосфорический. Цветовая картина неяркая, характерная для ночного пейзажа: прозрачный, мертвенно-спокойный, тусклый, бледный, фосфорический. В стихотворении мало движения: на земле все неподвижно, месяц в небе идет незаметно, «невидимкой». В стихотворении мало движения: на земле все неподвижно, месяц в небе идет незаметно, «невидимкой».

Каким вы представляете себе лирического героя? Это одинокий мечтатель с художественным воображением, вероятно, молодой поэт или художник. Это одинокий мечтатель с художественным воображением, вероятно, молодой поэт или художник. Мотив одиночества Мотив одиночества особенно заметен в стихах особенно заметен в стихах М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтова. Он был любимым поэтом Он был любимым поэтом молодого Полонского. молодого Полонского.

Определение стихотворного размера: -, 3, 5, 7 -, 3, 5, 7 1, 3, -, 7 1, 3, -, 7 Стихотворный размер – 4-стопный хорей с пиррихиями (пропусками ударений). Стихотворный размер – 4-стопный хорей с пиррихиями (пропусками ударений).

Способ рифмовки …мгла …мгла …легла смежная (парная) …легла смежная (парная) …дымкой …дымкой …ракет кольцевая (опоясывающая) …ракет кольцевая (опоясывающая) …блестит смежная (парная) …блестит смежная (парная) …невидимкой …невидимкой …туч …туч …ходит кольцевая (опоясывающая) …ходит кольцевая (опоясывающая) …наводит смежная (парная) …наводит смежная (парная) …луч. …луч. Используются женская (3, 6, 8, 9 строки) и мужская рифма (1, 2, 4, 5, 7, 10 строки). Мужские окончания усечены на один слог. Используются женская (3, 6, 8, 9 строки) и мужская рифма (1, 2, 4, 5, 7, 10 строки). Мужские окончания усечены на один слог.

Композиция, строфика стихотворения. Композиционно стихотворение делится на две части по 5 стихов. Композиционно стихотворение делится на две части по 5 стихов. На пятой строке заканчивается описание «земной» картины, далее поэт обращает взор к небу и рисует медленное движение «невидимки-месяца» и «сонма сизых туч». На пятой строке заканчивается описание «земной» картины, далее поэт обращает взор к небу и рисует медленное движение «невидимки-месяца» и «сонма сизых туч». Сонм (устар.) – скопление, толпа, сборище. Сонм (устар.) – скопление, толпа, сборище.

Какова основная мысль стихотворения? Какова основная мысль стихотворения? Стихотворение начинается с глагола, употребленного в повелительном наклонении, единственном числе «Посмотри», после которого стоит пунктуационно неоправданный авторский знак препинания – тире. Значит, при чтении здесь надо сделать более длительную паузу. Стихотворение начинается с глагола, употребленного в повелительном наклонении, единственном числе «Посмотри», после которого стоит пунктуационно неоправданный авторский знак препинания – тире. Значит, при чтении здесь надо сделать более длительную паузу. Мы не знаем, к какому близкому человеку обратился поэт с этим стихотворением. А потому считаем, что он обращается к каждому читателю как к другу, на «ты», приглашая его разделить чувства и впечатления от увиденной картины летней ночи и понять внутренний мир лирического героя. Мы не знаем, к какому близкому человеку обратился поэт с этим стихотворением. А потому считаем, что он обращается к каждому читателю как к другу, на «ты», приглашая его разделить чувства и впечатления от увиденной картины летней ночи и понять внутренний мир лирического героя. Лирический герой одинок на фоне ночного пейзажа, но он не желает этого одиночества. Поэт призывает читателя полюбоваться вместе с ним, увидеть прекрасное в самом обыкновенном пейзаже. Лирический герой одинок на фоне ночного пейзажа, но он не желает этого одиночества. Поэт призывает читателя полюбоваться вместе с ним, увидеть прекрасное в самом обыкновенном пейзаже.

А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре

Музыкальность стихотворения Музыку к стихотворению «Посмотри – какая мгла…» написал композитор Сергей Танеев. Музыку к стихотворению «Посмотри – какая мгла…» написал композитор Сергей Танеев. Это произведение для хора без инструментального сопровождения. Это произведение для хора без инструментального сопровождения. Как вы думаете, удалось композитору нарисовать музыкальную картину летней ночи? Как вы думаете, удалось композитору нарисовать музыкальную картину летней ночи?