пробудить в читателях глубокие истоки личной духовности через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы, имеющие отражение в романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Задачи урока Личностные: совершенствовать умение давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей романа Метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции через совместную деятельность в разных учебных ситуациях Предметные: проанализировать проблему взаимоотношения человека и природы в романе Б. Л. Васильева
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии Красной и Советской армии. Мать Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого.21 мая 1924 года Смоленске
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе «с детства переплелись в его сознании». Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.
Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению «сверху» набор «Офицера» в журнале «Театр», руководимом известным драматургом Н. Ф. Погодиным.
Борис Васильев лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва- Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Экология - наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.
Ассоциативный ряд Экология – наука – природа – чистый воздух – лес – живые организмы – окружающая среда – среда обитания.
Проверка знаний текста «И держал себя в соответствии: не елозил. Не шебаршился. И рублю и слову цену знал: уж ежели ронял их, то со значением. С иным за вечер и рта не раскроет, а иного и поучит уму – разуму». «И работал…всегда на совесть, и жил смирно. Без баловства, а получалось, что кругом был виноват. И он не спорил с этим, а только горевал сильно, себя ругая на чём свет стоит». «Весёлым рос, добрым. К ребятам тянулся, к старшим. В глаза заглядывал, улыбался – и во всё верил». «Жизнь… сложилась хоть и самостоятельно, но не очень счастливо. Отец пережил победу ровнёхонько на один год…А вскоре умерла и мать»
1 –я группа: «Красота – это разве когда всё одинаковое? Красота – это когда разное всё. Один, скажем, синий, а другой, обратно же, розовый. А без красоты как же можно? Без красоты как без праздника. Красота – это…» (Продолжите рассуждения Егора Полушкина о красоте) 2 –я группа: «Чем, думаешь, работа держится? И головой, и руками, и сноровкой, а главное – сердцем. По сердцу она – человек горы свернёт». (Согласны ли вы с Егором Полушкиным? Аргументируйте свой ответ) 3 –я группа: «Страдает человек… А почему? Потому сиротиночки мы: с землёй – матушкой в разладе, с лесом – батюшкой в ссоре. С речкой – сестричкой в разлуке горькой». (Разделяете ли вы мнение героя? Приведите аргументы) 4 –я группа: «Жить надо как положено… Велено то – то – делай то – то. А то, если все начнут фантазировать… знаешь, что будет?» (Прав ли Яков Прокопыч Сазанов?)
1. Какое определение вкладывает в понятие «экология души» Егор Полушкин? 2. Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения свыше, а как велит совесть»?
Написать сочинение – рассуждение на тему «Основные черты русского характера в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»