ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке олигополии Монополистическая конкуренция Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке олигополии Монополистическая конкуренция Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции.
8.1. Общая характеристика олигополии
Типы рыночных структур: олигополия Производители Сфера экономики Барьеры входа и выхода Степень контроля за ценами Методы маркетинга От 2 до 5 производителей а) однородного продукта б) различных моделей одного вида продукта Промышлен- ность а)химическая, сталелитейная б)автомобиле- строительная Высокие Средняя и значительная в случае картельного соглашения Реклама, ценовая и неценовая конкуренция
Сущность олигополии Формально к олигополистическим относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Олигополия может существовать как в отраслях с дифференцированным продуктом, так и в отраслях со стандартизированным продуктом. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства, при которой крупные фирмы имеют существенные преимущества над мелкими. Формально к олигополистическим относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Олигополия может существовать как в отраслях с дифференцированным продуктом, так и в отраслях со стандартизированным продуктом. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства, при которой крупные фирмы имеют существенные преимущества над мелкими.
Сущность олигополии Особенность олигополии, как структуры рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий- продавцов. Кривая спроса на продукцию олигополиста однозначно не задана, она зависит от реакции других участников рынка на решения, принимаемые олигополистом. Поэтому единой, всеобщей модели олигополии не существует. Особенность олигополии, как структуры рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий- продавцов. Кривая спроса на продукцию олигополиста однозначно не задана, она зависит от реакции других участников рынка на решения, принимаемые олигополистом. Поэтому единой, всеобщей модели олигополии не существует.
Сущность олигополии Если фирмы-олигополисты действуют на рынке независимо друг от друга, то имеет место некооперированная олигополия. Если фирмы-олигополисты вступают в сговор, который может быть явным или тайным, то имеет место кооперированная олигополия. Если фирмы-олигополисты действуют на рынке независимо друг от друга, то имеет место некооперированная олигополия. Если фирмы-олигополисты вступают в сговор, который может быть явным или тайным, то имеет место кооперированная олигополия.
8.2. Модели олигополии
Виды поведения фирмы на олигополистическом рынке 1. Нескоординированная олигополия - фирмы не вступают в контакты друг с другом и не пытаются найти точку устраивающего всех равновесия. 2. Картель (сговор) фирм - фирмы ориентируются на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли между участниками. 3.«Игра по правилам» - фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, что облегчает достижение равновесия в отрасли. 1. Нескоординированная олигополия - фирмы не вступают в контакты друг с другом и не пытаются найти точку устраивающего всех равновесия. 2. Картель (сговор) фирм - фирмы ориентируются на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли между участниками. 3.«Игра по правилам» - фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, что облегчает достижение равновесия в отрасли.
Нескоординированная олигополия Модель ломаной кривой спроса
Картель Картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска и цен. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний. В большинстве стран картели законодательно запрещены. Картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска и цен. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний. В большинстве стран картели законодательно запрещены.
«Игра по правилам» Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Лидерство в ценах состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма-лидер, а затем они приблизительно повторяются остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Лидерство в ценах состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма-лидер, а затем они приблизительно повторяются остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли.
«Игра по правилам»: лидерство в ценах a б а – определение цены (p1) и объема продаж (q1) доминирующей фирмой; б – определение объема продаж (q2) остальными фирмами; q3 = q1 + q2 – объем рыночного предложения товара. a б а – определение цены (p1) и объема продаж (q1) доминирующей фирмой; б – определение объема продаж (q2) остальными фирмами; q3 = q1 + q2 – объем рыночного предложения товара.
8.3. Выбор стратегии поведения на рынке олигополии
Теория игр: основные понятия Теория игр - наука, занимающаяся разработкой стратегий оптимального поведения участников взаимодействия в условиях взаимозависимости. Термины: Игра – ситуация, участники которой (игроки) принимают решения в условиях взаимозависимости. Стратегия - план действий отдельного игрока. Выбор стратегии - принятие решения, учитывающего взаимозависимость игроков. Выигрыш – результат применения стратегии, учитывающий действия (стратегию) других игроков. Теория игр - наука, занимающаяся разработкой стратегий оптимального поведения участников взаимодействия в условиях взаимозависимости. Термины: Игра – ситуация, участники которой (игроки) принимают решения в условиях взаимозависимости. Стратегия - план действий отдельного игрока. Выбор стратегии - принятие решения, учитывающего взаимозависимость игроков. Выигрыш – результат применения стратегии, учитывающий действия (стратегию) других игроков.
Теория игр: основные понятия Каждый игрок и стремится максимизировать собственный выигрыш. Игроки действуют рационально, т.е. они способны правильно прогнозировать последствия тех или иных действий на рынке и затем выбирать варианты, максимизирующие индивидуальные выигрыши. Для наглядного представления игры используется матрица выигрышей (платежная матрица), показывающая последствия всех возможных ходов игроков. Каждый игрок и стремится максимизировать собственный выигрыш. Игроки действуют рационально, т.е. они способны правильно прогнозировать последствия тех или иных действий на рынке и затем выбирать варианты, максимизирующие индивидуальные выигрыши. Для наглядного представления игры используется матрица выигрышей (платежная матрица), показывающая последствия всех возможных ходов игроков.
Теория игр: платежная матрица Платежная матрица игры двух игроков: пример. Фирма В Фирма А Стратегия 1Стратегия 2 Стратегия 1А11; В11А12; В21 Стратегия 2А21; В12А22; В22
«Дилемма заключенного» Доминантная стратегия – стратегия, предпочтительная для одного игрока вне зависимости от стратегии, выбранной другим игроком. Доминантная стратегия – стратегия, предпочтительная для одного игрока вне зависимости от стратегии, выбранной другим игроком. Заключ.В Заключ. А Признание Отрицание Признание 5 лет 10 лет 1 год Отрицание 1 год 10 лет 2 года
Теория игр и олигопольное поведение Сговор об ограничении объемов выпуска Фирма В Фирма А Большой выпуск Малый выпуск Большой выпуск Малый выпуск
8.4. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция: общая характеристика
1. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. 2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на товары одного типа. 3. При выборе объема продаж и рыночной цены продавцы не учитывают реакцию конкурентов. 4. Есть условия для свободного входа и выхода с рынка. 5. На рынке существует множество покупателей. 1. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. 2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на товары одного типа. 3. При выборе объема продаж и рыночной цены продавцы не учитывают реакцию конкурентов. 4. Есть условия для свободного входа и выхода с рынка. 5. На рынке существует множество покупателей.
Монополистическая конкуренция: общая характеристика Для определения границ рынка может быть использован коэффициент перекрестной эластичности спроса. В условиях дифференциации товара единый рынок распадается на отдельные сегменты. Доля фирмы на каждом сегменте может быть очень большой, производитель становится «мини-монополистом» и обладает монопольной властью на рынке. Для определения границ рынка может быть использован коэффициент перекрестной эластичности спроса. В условиях дифференциации товара единый рынок распадается на отдельные сегменты. Доля фирмы на каждом сегменте может быть очень большой, производитель становится «мини-монополистом» и обладает монопольной властью на рынке.
Ф акторы дифференциации продукта 1. Различия в качестве (выбор приоритетов в потребительских свойствах у одного и того же товара; наличие дополнительных потребительских свойств, влияющих на удобство использования; местоположение продавца; субъективная оценка качества потребителем). 2. Различия в сервисе (предпродажное обслуживание; сервис в момент покупки; послепродажное обслуживание). 3. Реклама (выявление скрытых отличий; формирование новых потребностей; создание мнимой дифференциации продуктов). 1. Различия в качестве (выбор приоритетов в потребительских свойствах у одного и того же товара; наличие дополнительных потребительских свойств, влияющих на удобство использования; местоположение продавца; субъективная оценка качества потребителем). 2. Различия в сервисе (предпродажное обслуживание; сервис в момент покупки; послепродажное обслуживание). 3. Реклама (выявление скрытых отличий; формирование новых потребностей; создание мнимой дифференциации продуктов).
8.5. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции
К раткосрочное равновесие фирмы p p 1 MC ATC q D q 1 MR q p p 1 MC ATC q D q 1 MR q
Д олгосрочное равновесие фирмы На рынке монополистической конкуренции в длительном периоде следует ожидать расширения производства. Рост предложения товара приведет к: снижению цены товара; увеличению эластичности кривой спроса на продукт фирмы; сокращению прибыли фирмы. Расширение предложения в отрасли будет происходить до тех пор, пока у большинства фирм не исчезнет экономическая прибыль. На рынке монополистической конкуренции в длительном периоде следует ожидать расширения производства. Рост предложения товара приведет к: снижению цены товара; увеличению эластичности кривой спроса на продукт фирмы; сокращению прибыли фирмы. Расширение предложения в отрасли будет происходить до тех пор, пока у большинства фирм не исчезнет экономическая прибыль.
Д олгосрочное равновесие фирмы p АТС LMC p 1 LAC q D q 1 q 2 MR q p АТС LMC p 1 LAC q D q 1 q 2 MR q
Издержки дифференциации товара при монополистической конкуренции 1. Наличие избыточной мощности (на рисунке: q 2 – q 1 ), неэффективное использование ресурсов. 2. Издержки реализации товаров и услуг (вложения в рекламу). Реклама увеличивает спрос, способствует росту объемов продаж. С другой стороны, она приводит к росту средних издержек и цен. Реклама отвлекает часть ресурсов от производства других товаров и услуг. С другой стороны, она обеспечивает потребителя информацией, что сокращает операционные издержки при покупке. 1. Наличие избыточной мощности (на рисунке: q 2 – q 1 ), неэффективное использование ресурсов. 2. Издержки реализации товаров и услуг (вложения в рекламу). Реклама увеличивает спрос, способствует росту объемов продаж. С другой стороны, она приводит к росту средних издержек и цен. Реклама отвлекает часть ресурсов от производства других товаров и услуг. С другой стороны, она обеспечивает потребителя информацией, что сокращает операционные издержки при покупке.