Староверов Александр, Ходов Николай, учащиеся 9 класса, элективного курса «Введение в журналистику»
Радиовещание Радиовещание, телевидение и газеты, Интернет – всё вместе составляют средства массовой информации, или сокращённо СМИ.телевидениегазеты Интернет Функции СМИ: развлекают, информируют, учат и распространяют информацию.
корреспондентами журналистами Сегодняшние репортеры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами или журналистами. Все чаще вместо ручек и блокнотов они используют диктофоны и ноутбуки. Но помимо этого им по-прежнему приходится много говорить по телефону, следовать за машинами «скорой помощи» и пожарными машинами, лихорадочно писать репортажи. Со всеми этими СМИ связана профессия –
Журналист Журналист (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию.
Журналистика - это профессия, являющаяся связующим звеном между специалистом и обывателем. И в обязанности журналиста входит донести до обывателя полезную информацию, предостеречь читателя с помощью своих работ от неприятностей. Журналист должен быть честным с аудиторией, так как он несет большую ответственность перед людьми. Он должен быть мужественным, смелым, энергичным, быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Но, несмотря на все сложности, журналистика - очень интересная профессия и многие школьники, мечтают стать журналистом.
1. сотрудники печатных изданий 1. сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников); 2. журналисты электронных СМИ 2. журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет); 3. фотокорреспонденты 3. фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями). Специализация журналиста не является постоянной. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:
По приоритетным направлениям в работе: политические, экономические или спортивные обозреватели, журналисты- международники, отраслевые журналисты и другие.. По жанровым характеристикам: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист и тому подобное.
Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три базовых способа ее получения: Наблюдение Интервью Документ
Наблюдательность Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. У данной способности не может быть «выходных и перерывов на обед». Есть даже профессиональный прием – «включенное наблюдение»: журналист на определенное время становится частью того мини сообщества, о котором собирается написать. Например, идет работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам.
Необходимо отличать интервью как метод получения информации и как жанр. В первом случае - это процесс, организованный в виде вопросов и ответов, во втором – оформленный в виде вопросов и ответов материал, предназначенный для обнародования.
В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Видео- и аудиозапись в качестве документа рассматривается лишь тогда, когда она является исходной, то есть не подвергалась монтажу. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами.
Для соответствия требованиям современного российского медиарынка журналисту необходимы определенные профессиональные качества и навыки. Он должен уметь оперативно обрабатывать большой поток информации, обладать «нюхом на злободневность», ведь именно в этом кроется залог успешной журналистской карьеры. Также среди необходимых качеств необходимо назвать коммуникабельность, любознательность, эрудицию, творческие и художественные способности, хорошую память, образное мышление, тактичность, мобильность, стрессоустойчивость, умение работать в команде.
Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Журналисту нельзя использовать свое положение как оружие. Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов. Нельзя получать информацию обманным путем. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения опубликованной им информации, если она может нанести серьезный ущерб. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и может не разглашать источник информации. Нельзя нарушать соглашение с источником информации.
1. Активный образ жизни; 2. Встречи и общение со многими известными, талантливыми и просто хорошими людьми; 3. Возможность путешествовать по разным городам и странам, бывать там, куда не пускают большинство; 4. Статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка». 1. Ненормированный рабочий день; 2. Практически постоянно приходится трудиться в авральном режиме; 3. Невозможность «отключиться от работы», так как все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи или репортажа; 4. Журналистика входит в список опасных профессий.
Специальность журналиста достаточно востребована на рынке. Но журналистам отлично знакома истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Профессиональную карьеру чаще всего приходится начинать в качестве внештатного корреспондента, которого «кормят ноги». Но после того как журналист сумеет себя зарекомендовать, ему уже не придется «бегать» за редакторами, они сами будут стараться привлечь его в свое издание. Как быстро наступит это время, зависит исключительно от журналистских способностей человека и желания «раскрутиться», а также от некоторой доли везения. Простор для деятельности очень велик – редакционно- издательское дело, литературно-художественная критика, реклама или пиар.