L/O/G/O В.В.Курилов, директор Государственного предприятия «Экологияинвест» Минск, В.В.Курилов, директор Государственного предприятия «Экологияинвест» Минск, Направления развития экологической маркировки в Республике Беларусь
Экологическая маркировка применяется для стимулирования воздействия рынка на улучшение состояния окружающей среды – предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве, использовании, а также при переработке утратившей свои свойства продукции и упаковки
Цели экологической маркировки -доведение до потребителя надежной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услуг, способствующих удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду; -учет жизненного цикла продукции от процессов ее разработки, производства, использования и переработки до обращения с отходами данной продукции;
Цели экологической маркировки - уменьшение количества отходов, направляемых на захоронение и увеличение доли отходов, направляемых на использование; - содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции посредством наличия информации о соответствии продукции повышенным экологическим требованиям.
Нормативная основа для экологической маркировки 1.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», ст. 31 «Экологическая сертификация» 2.СТБ «Экологический знак соответствия» 3.СТБ ИСО «Этикетки и декларации экологические (Экологическая маркировка по типу 2)» 4.СТБ ИСО «Этикетки и декларации экологические (Экологическая маркировка по типу 1)» 5.СТБ «Приборы холодильные Требования в области охраны окружающей среды» 6.СТБ «Экологические критерии к обоям» 7.СТБ «Экологические критерии к синтетическим моющим средствам»
Виды экологической маркировки в Республике Беларусь Экологический знак соответствия (наносится в соответствии с СТБ , который устанавливает форму, размеры и технические требования). Экологическим знаком соответствия могут маркироваться: - продукция, соответствующая экологическим критериям; - системы управления окружающей средой, сертифицированные на соответствие СТБ ИСО ; - услуги в области охраны окружающей средой, сертифицированные на соответствие СТБ ХХХ – цифровой код органа по экологической маркировке
Направления развития экологической маркировки в Беларуси 1.Определение первоочередных видов продукции, к которым возможно применение экологических критериев ЕС и которые могут успешно конкурировать с аналогичной продукцией на рынке
Исследования рынка Беларуси и анализ законодательства и практики экологической маркировки ЕС показали, что наиболее перспективными являются: Синтетические моющие средства Шампуни, мыло, кондиционеры для волос Деревянные напольные покрытия Деревянная мебель Лакокрасочные материалы Обувь
Направления развития экологической маркировки в Беларуси 2. Определение национальных экологических критериев для ряда видов продукции, в целях обеспечения более высоких требований в области охраны окружающей среды
Направления развития экологической маркировки в Беларуси 3. Определение порядка (процедур) подтверждения соответствия экологическим критериям
Направления развития экологической маркировки в Беларуси 4. Формирование перечня видов продукции, которые при эксплуатации или после потере своих потребительских свойств оказывают существенное воздействие на окружающую среду с целью определения экологических критериев
Направления развития экологической маркировки в Беларуси 5. Информационное обеспечения населения об экологической сертификации продукции
Предпочтения потребителей в отношении источников информации об экологической маркировке продукции Специальный знак, проставленный на упаковке – 40 % Рекламная акция в магазине - 9 % Информация в СМИ - 5 % Наружная реклама - 14 % Реклама в СМИ + рекламная акция в магазине - 9 %
Внедрение экологической маркировки будет способствовать: - рациональному использованию (экономии) сырья и материалов на всех стадиях производства и эксплуатации продукции; - созданию эффективных моделей энергосбережения в рамках функционирующей экономической системы; - снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - снижению водопотребления и водоотведения при производстве и эксплуатации продукции; - повышению уровня использования вторичных материальных ресурсов, в частности изделий из пластмассы; - применению наилучших доступных технических методов при производстве продукции.
L/O/G/O