Воронова Галина Ивановна, учитель химии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа 1
образовательные: образовательные: – проверить глубину и прочность усвоения учащимися знаний по теме Соединения химических элементов – проверить глубину и прочность усвоения учащимися знаний по теме Соединения химических элементов – выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях. – выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях. воспитательные: воспитательные: – воспитывать уважение друг другу. – воспитывать уважение друг другу. – воспитывать аккуратность и наблюдательность. – воспитывать аккуратность и наблюдательность. развивающие: развивающие: – развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности. – развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности. – формировать умения выделять главное, логически излагать материал. – формировать умения выделять главное, логически излагать материал. – развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. – развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность знанию, - это деятельность (Б. Шоу. ) (Б. Шоу. )
Цель для обучающихся: -упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. -упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. -классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. -классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. - расчёты по формулам соединений. - расчёты по формулам соединений.
Классификация веществ вещества простые сложные металлы неметаллы кислоты оксиды соли основания
Распределение веществ по классам Металл Li Металл Li Неметалл P Неметалл P Оксид P 2 O 5 ; CaO; Li 2 O Оксид P 2 O 5 ; CaO; Li 2 O Основание LiOH Основание LiOH Кислота H 3 PO 4 ; HCl Кислота H 3 PO 4 ; HCl Соль Li 3 PO 4 ; KNO 3 Соль Li 3 PO 4 ; KNO 3
Генетическая связь между основными классами неорганических веществ Вариант Химические формулы веществ 1 CaSO 3, BaO, H 2 SO 4, Fe(OH) 3, Ba, SO 3, BaCl 2, Ba(OH) 2, H 2, HBr 2 SiO 2, K 2 O, Mg(OH) 2, Si, NaOH, H 2 SiO 3, Na, AgCl, K 2 SiO 3, Al 2 O 3 3 CuO, H 3 PO 4, C, H 2 CO 3, CO 2, Ca(OH) 2, K 2 CO 3, CuSO 4, Fe(OH) 2, N 2 1. Распределите вещества по классам, дайте им названия. 2. Составьте генетический ряд для данного простого вещества. 3. Выберите формулы двухосновных кислот. 4. Выберите формулу основного оксида. 5. Выберите формулы нерастворимых оснований. 6. Выберите формулы кислородсодержащих кислот. 7. Выберите формулу бескислородной кислоты. 8. Выберите формулу растворимого основания. 9. Выберите формулы нерастворимых солей.
Распределение веществ по классам Оксиды Оксиды BaO –оксид бария SO 3 – оксид серы (VI) SiO 2 - оксид кремния K 2 O – оксид калия Al 2 O 3 -оксид алюминия CuO –оксид меди(II) CO 2 – оксид углерода (IV) Основания Fe(OH) 3 - гидроксид железа (III) Ba(OH) 2 – гидроксид бария Mg(OH) 2 – гидроксид магния NaOH – гидроксид натрия Ca(OH) 2 - гидроксид кальция Fe(OH) 2 -гидроксид железа (II) Кислоты H 2 SO 4 –серная кислота HBr – бромоводородная кислота H 2 SiO 3 – кремниевая кислота H 3 PO 4 - фосфорная кислота H 2 CO 3 - угольная кислота Соли CaSO 3 - сульфит кальция BaCl 2 - хлорид бария AgCl – хлорид серебра K 2 SiO 3 – силикат калия K 2 CO 3 – карбонат калия CuSO 4 – сульфат меди (II)
Генетический ряд данного простого вещества Ba BaO Ba(OH) 2 BaCl 2 Ba BaO Ba(OH) 2 BaCl 2 Si SiO 2 H 2 SiO 3 K 2 SiO 3 Si SiO 2 H 2 SiO 3 K 2 SiO 3 C CO 2 H 2 CO 3 K 2 CO 3 C CO 2 H 2 CO 3 K 2 CO 3
Составить генетический ряд меди CuCl 2 СuСu CuO Cu(OH) 2 SO 3 P2O5P2O5
Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд: Вещества разных классов; Вещества разных классов; Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного химического элемента; Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного химического элемента; Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями. Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями. Связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями, отражающая общность происхождения веществ этого элемента (т.е. их генезис), и называется генетической связью. Связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями, отражающая общность происхождения веществ этого элемента (т.е. их генезис), и называется генетической связью.
Вещества 1) H 2 SO 4 2) MgCl 2 3) Ca(OH) 2 4) CuSO 4 5) H 2 O 6) HCl 7) Fe 2 O 3 8) NaOH 9) Al(NO 3 ) 3 10) H 2 CO 3 11) MgO 12) H 2 S 13) Fe(OH) 3 14) ZnCl 2 Устно дать название веществам, и определить к какому классу веществ, относиться данное вещество Устно дать название веществам, и определить к какому классу веществ, относиться данное вещество
В каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которая принадлежит к другому классу, чем остальные две и объяснить BaO HNO 3 Na 2 SO 4 Ca(OH) 2 P 2 O 5 CO 2 HCl Al(OH) 3 SO 2 CaO H2OH2O Al(NO 3 ) 3 MgO H 2 SO 4 BaCl 2
задача Какое количество вещества и число молекул, содержится в 120 г NaOH Какое количество вещества и число молекул, содержится в 120 г NaOH