Употребление причастий и деепричастий в речи 6 класс подготовила учитель Леонидова Е.Т. ГБОУ школа 337 г. Санкт-Петербурга
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказаное русское слово. Н.В.Гоголь
Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи; Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи; Повторить правописание причастий и деепричастий.
Найдите словосочетания с причастиями: 1. Танцующая пара 2. Потеряный вид 3. Бегающие дети 4. Растаявший снег 5. Потеряный платок 6. Бегающие глаза 7. Открытое окно 8. Шуршащие листья 9. Танцующая походка
Причастия, встречающиеся в названиях книг, запишите в 2 колонки: действительные и страдательные «Унесё(н,н)ые ветром» «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» «Отверже(н,н)ые» «Открытая книга» «Утраче(н,н)ые иллюзии» «Пылающий остров»
Проверьте себя: Действительные «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» «Пылающий остров». Страдательные «Унесёные ветром» «Отверженые» «Открытая книга» «Утраченые иллюзии»
Найдите неверное утверждение: 1. Причастие – изменяемая часть речи. 2. Причастие в предложении выполняет роль определения. 3. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. 4. Деепричастие – неизменяемая часть речи. 5. У причастия нет зависимых слов.
Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по волосам не плачут не узнаешь и сладкого и лаптя не сплетёшь не лезь в воду не узнаешь и радости Найдите соответствия
Проверьте себя! Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горького, Снявши голову, не узнаешь и радости не жди добра не лезь в воду не узнаешь и сладкого по волосам не плачут
Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.Пушкин
Исследование текста
Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте? 1. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. 2. Лонгрен выходил на мостик, настланый по длиным рядам свай, смотря, как обнажёное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению.
1. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. 2. Лонгрен выходил на мостик, настланый по длиным рядам свай, смотря, как обнажёное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению.
1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2. Объясните постановку знаков препинания при обособленых членах предложения. 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений, метафор. Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд. (М.Горький)
Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, /облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/.
Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника, виднеется стариный дом. Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом. Наловив рыбу, у нас кончились червяки. Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.
За раздвинутыми кустами шиповника виднеется стариный дом. Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом. После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки. Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения : Анализируя состав слова, 1)У меня возник вопрос. 2)Укажите его морфемы. 3)Мне поставили «отлично». 4)Часто не указывается основа.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закрыв книгу, 1. Герои надолго остаются в нашей памяти. 2. Обдумывается прочитаное. 3. Постарайтесь представить её героев. 4. У меня возникло желание перечитать её.
Эти глагольные формы необходимы для яркого, красочного описания природы; для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ; делают текст динамичным, выразительным, более точным и ёмким. Вывод: роль причастия и деепричастия в речи
Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Роль причастий и деепричастий в речи».