«Поэтический мир русской природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» Великим быть желаю, Люблю России честь. Я много обещаю – Исполню ли? Бог весть… (А.С.Пушкин) Урок по литературе в 6-ом классе Подготовила: Торопцева И.Н.
Цели урока: знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина (лицейские годы, период после ссылки в Михайловское); знакомство со стихотворением «Зимнее утро»; анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения. работа над выразительным чтением стихотворения.
Как же складывалось мировоззрение А.С.Пушкина? Как мужал его поэтический дар? Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями. Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями. Герб Пушкиных
Мать, Надежда Осиповна Пушкина ( г.) Отец, Сергей Львович Пушкин ( г.) Родители А.С.Пушкина
В январе 1815 года в Царскосельском лицее проходил публичный экзамен. На нем в качестве почетного гостя и экзаменатора присутствовал великий русский поэт - громозвучный Г.Р.Державин. Царскосельский Лицей
Пушкин в Царском Селе", картина Ильи Репина, «Воспоминания в Царском Селе». Автограф Пушкина (1815 г.).
Автопортрет (в круге) гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана).
«К другу стихотворцу». Первое печатное произведение Пушкина (1814 г.). Как Пушкин-лицеист относился к поэтическому опыту своих предшественников? П. Я. Чаадаев
В. А. Жуковский. Рисунок Э. Эстеррейха (1820 г.). Подарок Жуковского с надписью Пушкину.
И. И. Пущин Ф. Верне г. А. П. Дельвиг В. П. Лангер г Друзья А.С.Пушкина
Алексей Николаевич Вульф А. И. Григорьев. Акварель 1828 г. Саша Корнилов, по кличке " Сибиряк « был самым молодым товарищем Пушкина по лицею
А. М. Горчаков Неизв. худ е г. Евгений Абрамович Баратынский
Хронологическая таблица Детство поэта Лицейские годы Жизнь в Петербурге Южная ссылка Михайловское Возвращение из ссылки Болдинская осень1830 Петербург Последние годы, дуэль
Возвращение из ссылки Разговор с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 г. переменил судьбу Пушкина. Поэт был возвращен из ссылки в Михайловское, ему было разрешено жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге Михайловское. Главный усадебный дом.
В ответ на откровенное признание поэта в том, что если бы он 14 декабря 1825 г. оказался в Петербурге, то непременно вместе с друзьями вышел бы на Сенатскую площадь, Николай 1 простил его и даже пообёщал быть цензором пушкинских произведений. Портреты декабристов Пестеля, Рылеева, Кюхельбекера на рукописи «Евгений Онегин». Казнь декабристов. Рисунок Пушкина на рукописи «Полтавы» (1828 г.).
Вторая половина 1820 гг. - время создания многих лирических шедевров – отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Поэт (1827), Поэт и толпа (1828) Воспоминаниё, Дар напрасный, дар случайный «Предчувствие», Утопленник, Анчар (все 1828) «Дорожные жалобы, «Брожу ли я вдоль улиц шумных (все ). Эти произведения отразили жизненный опыт поэта, круг философских вопросов, которые не переставали волновать его и в 1830-х гг. А. С. Пушкин. Рисунок Ж. Вивьена (1827 г.). А. С. Пушкин. Рисунок В. А. Тропини на (1827 г.).
Задания: Вы внимательно прослушали стихотворение, а теперь найдите и укажите устаревшие слова красным, а диалектные желтым шрифтом; С помощью каких средств создается это настроение? Назовите слова эмоционально-окрашенной лексики, оценочные слова и выделите их курсивом; Найдите слова эмоционально-окрашенной лексики во 2 строфе и выделите их маркером бирюзового цвета; Приведите примеры, но помните что сравнение может быть выражено оборотами со словами «как, будто, словно», а так же существительным в Тв.падеже; Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью?
Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.