Понятие информационного пространства образовательного учреждения, общие принципы его построения Выполнила: Яковлева Наталья Евгеньевна, библиотекарь ЦИТ УО г. Куйбышев, 2007 г.
Введение: С внедрением информационных технологий в деятельность общеобразовательных учреждений решаются проблемы, связанные с достижением основной цели - построение единого информационного пространства образовательного учреждения. С внедрением информационных технологий в деятельность общеобразовательных учреждений решаются проблемы, связанные с достижением основной цели - построение единого информационного пространства образовательного учреждения.
Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения и проблемы его формирования Единое информационное пространство образовательного учреждения - система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.
Общие принципы формирования информационного пространства Прежде чем приступать к попыткам формирования информационного пространства, необходимо решить следующие задачи: Определить круг участников информационного пространства из числа участников учебного процесса, степень их заинтересованности и формы взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения. Определить круг участников информационного пространства из числа участников учебного процесса, степень их заинтересованности и формы взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения. Выделить наиболее общие потоки основной или базовой информации, которые проще всего формализуются и, как следствие, уже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования. Выделить наиболее общие потоки основной или базовой информации, которые проще всего формализуются и, как следствие, уже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования. Четко описать структуру информационного пространства и всех его информационных уровней и подуровней. Четко описать структуру информационного пространства и всех его информационных уровней и подуровней.
Участники информационного пространства Администрация Администрация Преподаватели Преподаватели Учащиеся Учащиеся Родители Родители РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО УРОВНЯ АДМИНИСИРАЦИЯ УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ Схема информационных связей между участниками учебного процесса
Основные группы информационных потоков, особенности их формирования Анализ основных направлений работы образовательного учреждения и задач, им решаемых, позволяет разделить основные производственные процессы учреждения на три большие группы: Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом, как базовым производственным процессом образовательного учреждения. Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом, как базовым производственным процессом образовательного учреждения. Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности. Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса. Планирование образовательного процесса и управление им Администрирования образовательного учреждения Организация содержания
Общие принципы формирования информационного пространства Формируется базовая информация образовательного учреждения, наглядным отображением которой служит информация общего доступа. Информация общего доступа обрабатывается и конкретизируется в системе планирования и управления учебным процессом. Основная часть конкретизированной информации из системы планирования и управления учебным процессом передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка, архивация и хранение. Информация общего доступа и конкретизированная (обработанная) информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней. На основе обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация.
Информационные модули обеспечения образовательного процесса До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса. Состав информационных модулей в случае конкретных учреждений может различаться, но, как правило, в него должны входить блоки обеспечения деятельности следующих специалистов: библиотекарь; библиотекарь; психолог; психолог; логопед; логопед; медицинский работник; медицинский работник; бухгалтер (при наличии собственной бухгалтерии); бухгалтер (при наличии собственной бухгалтерии); завхоз; завхоз; ответственный за организацию питания и другие. ответственный за организацию питания и другие.
Роль и место руководителя в процессе информатизации образовательного учреждения Добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного пространства – необходимо сделать его осмысленным и мотивированным. Добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного пространства – необходимо сделать его осмысленным и мотивированным. Необходима личное желания и воля, а также практической готовности руководителя образовательного учреждения. Без этого любые попытки информатизации вверенной ему школы заведомо обречены на провал. Необходима личное желания и воля, а также практической готовности руководителя образовательного учреждения. Без этого любые попытки информатизации вверенной ему школы заведомо обречены на провал.
Пути формирования информационного пространства образовательного учреждения Отбор руководителями целевых, полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, причем таких, которые: обеспечивали бы значительное сокращение временных и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности; обеспечивали бы значительное сокращение временных и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности; поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей - сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей предметников; поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей - сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей предметников; обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами; обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами; поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей; поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей; обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием. обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием.
Программная реализация информационного пространства общеобразовательного учреждения, представляет собой совокупность трех основных информационных систем: Одним из важнейших звеньев построения единого информационного пространства учреждения образования является создание общей информационной базы данных, как совокупности баз данных, созданных и интегрированных на основе отображения реальных информационных потоков. Одним из важнейших звеньев построения единого информационного пространства учреждения образования является создание общей информационной базы данных, как совокупности баз данных, созданных и интегрированных на основе отображения реальных информационных потоков.