I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Я - личность Я хочу и умею учиться Я – гражданин России, знающий свои права и обязанности Я люблю свою Родину Я забочусь о своем здоровье Я - мыслитель Личностные планируемые результаты Я люблю своих родителей и членов семьи
Метапредметные планируемые результаты Я умею самостоятельно ставить учебную задачу и решать ее Я умею слушать и работать в диалоге Я умею сотрудничать со сверстниками и со взрослыми Я умею сравнивать, анализировать, делать выводы, доказывать Я умею преодолевать трудности Я умею работать с информацией Я умею планировать свою работу и контролировать себя Я умею соотносить то, что я уже знаю, с тем, чего я не знаю Я - личность
Предметные планируемые результаты Я - личность Я знаю и люблю русский и родной языки Я знаю природу и общество, которые меня окружают Я знаю и люблю математику и информатику Я владею технологическими приемами ручной обработки материалов Я умею читать и овладеваю литературой как искусством слова Я знаю иностранный язык и уважаю культуру и традиции народов мира Я овладеваю основами художественной и музыкальной культуры Я умею организовывать здровьесберегающую жизнедеятельность