Институт уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе: проблемы теории и практики Евразийская экономическая комиссия Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики еэк Некрасов Дмитрий Викторович СЛАЙД1
Актуальные вопросы института УЭО в ТС Место института УЭО в системе таможенного законодательства ТС Проблематика понятийного аппарата института УЭО Субъекты, наделенные статусом УЭО, анализ возможности расширения круга участников программ УЭО в ТС Специальные упрощения УЭО как исключительное право на совершение таможенных операций Взаимное признание статуса в УЭО Белоруссии, Казахстана и России таможенными органами государств-членов ТС Соотношение национальных программ УЭО государств-членов ТС, а также административно- правового статуса УЭО юридических лиц Белоруссии, Казахстана и России. Единство и различия Административные процедуры в связи с присвоением статуса УЭО Соответствие программ УЭО в государствах-членах ТС Рамочным стандартам по безопасности и упрощению мировой торговли, а также передовой практике таможенного администрирования Перспективы совершенствования административно-правового статуса УЭО в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России СЛАЙД 2
Проблематика понятийного аппарата института УЭО Уполномоченный экономический оператор (УЭО) СЛАЙД 3 Статус УЭО Специальное упрощение Таможенное упрощение Таможенное преимущество Программа УЭО Дефиниция требует совершенствования Отсутствует определение Отсутствует понятие Пример 1 Взаимное признание статуса УЭО Отсутствует понятие Присвоение статуса УЭО Отсутствует определение
Проблематика статуса УЭО Уполномоченный экономический оператор (УЭО) СЛАЙД 4 Статус предоставляется Пример 2 производители импортеры экспортеры брокеры перевозчики консолидаторы посредники операторы портов, аэропортов, терминалов интегрированные операторы СВХ дистрибьюторы экспедиторы ДА НЕТ ДА
Соответствие программ УЭО в государствах-членах ТС Рамочным стандартам по безопасности и упрощению мировой торговли, а также передовой практике таможенного администрирования соответствие таможенным требованиям СЛАЙД 5 Пример 3 Требования (условия) предоставления статуса УЭО (Рамочные стандарты ВТамО) ВЫПОЛНЕНО НЕ ВЫПОЛНЕНО удовлетворительная система управления коммерческой документацией консультации, сотрудничество и связи обмен информацией, доступ и конфиденциальность безопасность перевозки безопасность груза безопасность помещений образование, подготовка кадров и компетентность безопасность персонала безопасность торгового партнера кризис менеджмент и восстановление после аварийных ситуаций измерение, анализ и усовершенствование
Основные направления совершенствования таможенного администрирования в рамках Таможенного союза в годах (УЭО) СЛАЙД 6 Создание условий для обработки не менее 30% товарооборота уполномоченными экономическими операторами за счёт радикального снижения административных барьеров для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (уполномоченных экономических операторов, таможенных перевозчиков и участников, прошедших дифференциацию), в том числе: Расширение упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, до объёма, предусмотренного Киотской конвенцией и законодательством наиболее передовых в этом отношении стран, при условии обеспечения данными уполномоченными операторами беспрепятственного доступа ко всем имеющимся в их распоряжении сведениям, необходимым для таможенного контроля, используя интегрированные программные продукты За счёт мероприятий по перенастройке СУР (описанных в разделе 3) – сокращение количества «тяжёлых» (досмотр, осмотр, запрос большого количества документов) контрольных операций для добросовестных участников ВЭД при таможенном декларировании – на 70%, а на границе – на 90%. За счёт мероприятий по перенастройке СУР (описанных в разделе 3) – сокращение количества «тяжёлых» (досмотр, осмотр, запрос большого количества документов) контрольных операций для добросовестных участников ВЭД при таможенном декларировании – на 70%, а на границе – на 90%. Приоритетная обработка грузов, перевозимых таможенными перевозчиками и уполномоченными экономическими операторами Сокращение состава сведений, необходимых для заполнения транзитной декларации добросовестными участниками ВЭД (в том числе УЭО)
Специальные упрощения, предоставляемые УЭО (ст. 41 ТК ТС) СЛАЙД 7 СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора Выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТСстатьей 197 Выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТСстатьей 197 Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора Иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза Проблемные вопросы: 1. Отсутствует понятие «специальные упрощения»; 2. Перечень специальных упрощений (ст. 41 ТК ТС) не связан с упрощением таможенного контроля; 3. Экономический оператор может применять специальные упрощения только на территории государства-члена ТС, где был предоставлен статус УЭО. На всей территории ТС статус не действует.
СЛАЙД 8 СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СТАТУСА УЭО цель деятельности задачи деятельности права обязанности сфера деятельности УЭО гарантии деятельности ограничения (запреты) деятельности порядок включения в реестр УЭО порядок приостановления статуса УЭО порядок исключения из реестра УЭО административная ответственность лицензирование и другие способы легализации деятельности УЭО порядок взаимодействия с таможенными органами полномочия государственных органов власти к УЭО административная правоспособность административная дееспособность специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций взаимное признание правового статуса УЭО таможенными администрациями ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЙ БЛОК КОМПЕТЕНЦИОННЫЙ БЛОК функции деятельности
СЛАЙД 9 2. Толкование понятия «специальные упрощения» 1. Содержание понятия «специальные упрощения»
СЛАЙД 10 Специальные упрощения, установленные ТК ТС и национальными актами государств-членов ТС Спец. упрощенияТСРБРКРФ 1 временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО 2 выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТСстатьей проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО 4 предоставление таможенным органам в электронном виде предварительной информации о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу таможенного союза, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары Х Х Х 5 при осуществлении процедуры таможенного транзита таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных статьей 321 Кодекса, если в качестве декларанта выступает УЭО Х Х Х 6 предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со статьями 193 и 194 ТК ТС Х Х Х
СЛАЙД 11 Категории экономических операторов со статусом УЭО ВТамО производители импортеры экспортеры брокеры перевозчики консолидаторы посредники Операторы портов, аэропортов, терминалов Интегрированные операторы СВХ дистрибьюторы экспедиторы ТС - импортеры - экспортеры ЕС США Декларанты: Любой экономический оператор, созданный на таможенной территории Сообщества импортеры таможенные брокеры экспедиторы перевозчики (воздушные, морские, наземные) поставщики услуг по контрактам в сфере логистики иные субъекты в международной цепи поставки товаров и системах с применением различного вида транспорта - производители
СЛАЙД 12 Направления совершенствования правового статуса УЭО в ТС Совершенствование понятийного аппарата института УЭО Расширение категорий субъектов – участников программ УЭО Совершенствование требований и условий предоставление статуса УЭО, в т.ч. посредством формирования единых требований и условий для УЭО в ТС Разработка единой программы УЭО на территории ТС Разработка единой процедуры авторизации (предоставления статуса УЭО) таможенными службами государств-членов ТС Взаимное признание правового статуса УЭО таможенными органами Белоруссии, Казахстана и России и предоставление УЭО специальных упрощений на всей территории ТС Расширение перечня специальных упрощений для УЭО Категорирование статуса УЭО Создание единой информационной системы взаимодействия таможен и экономических операторов в рамках программы УЭО
Спасибо за внимание!